Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 973097-6 "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(в части взыскания исполнительского сбора с должников по солидарному взысканию)
внесен Законодательным Собранием Челябинской области
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), направленные на устранение неоднозначного толкования положений, регулирующих порядок назначения и взыскания исполнительского сбора с солидарных должников по исполнительному производству.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Учитывая особый порядок исполнения солидарных обязанностей, закрепленный в соответствующих нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 321-326), законодателем установлены особенности исполнительного производства в отношении нескольких должников по солидарному взысканию, в том числе установление исполнительского сбора при принудительном исполнении соответствующих требований исполнительного документа.
Так, в соответствии с действующей редакцией части 3.1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Вместе с тем, как отмечают авторы законодательной инициативы, в правоприменительной деятельности могут возникнуть вопросы, связанные с правовой неопределенностью порядка взыскания с солидарных должников установленного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора.
При этом в пояснительной записке обращается внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой "...положения статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не предусматривают обязанность каждого из солидарных должников в исполнительном производстве самостоятельно уплачивать исполнительский сбор в указанном данной статьей размере. В соответствии с оспариваемыми законоположениями исполнительский сбор характеризуется как денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и взыскивается с должника-гражданина в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Соответственно, при солидарной ответственности должников судебный пристав-исполнитель при наличии оснований выносит постановление о солидарном взыскании исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников, порядок взыскания которого аналогичен порядку взыскания по исполнительным документам в отношении солидарных должников. Учитывая, что исполнительский сбор взыскивается однократно на основании одного исполнительного документа, общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по такому исполнительному документу."*.
Отмечая с положительной стороны стремление авторов законодательной инициативы привести соответствующие нормы Закона об исполнительном производстве в соответствие с предъявляемыми к правовым нормам требованиями определенности и ясности, Комитет обращает внимание, что предложенная ими правовая конструкция не отвечает заявленной цели и содержит внутренние логические противоречия.
Так, в законопроекте заложены нормы, в которых, с одной стороны, говорится о взыскании исполнительского сбора в размере семи процентов, то есть в полном объеме с каждого из солидарных должников, но при этом, с другой стороны, устанавливается ограничение общей суммы взыскиваемого с должников исполнительского сбора, что, по существу, представляется взаимоисключающим.
Таким образом, предложенная законопроектом редакция не устраняет неопределенность действующей статьи 112 Закона об исполнительном производстве и не определяет порядок взыскания, включая расчет, исполнительского сбора с солидарных должников.
Следует также отметить, что обозначенная выше позиция Конституционного Суда Российской Федерации касалась норм, содержащихся в части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве применительно к исчислению исполнительского сбора при неисполнении исполнительного документа о солидарном взыскании. Однако, позднее Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" указанная статья дополнена новой частью 3.1, в которой вопрос установления исполнительского сбора в отношении должников по солидарному взысканию получил самостоятельное регулирование.
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 973097-6 "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "24" марта 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.