Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 156687-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях реализации положений действующего законодательства об исполнительном производстве, повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов об отобрании либо о передаче ребенка.
В соответствии с пунктом 14 статьи 65 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) в случае невозможности незамедлительной передачи разысканного ребенка законному представителю, опекуну и попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель передает его органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка.
Однако, по результатам анализа практики взаимодействия территориальных органов ФССП России с органами опеки и попечительства при исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, выявлены случаи отказа органов опеки и попечительства в принятии у должностных лиц службы судебных приставов разысканного ребенка. При этом органы опеки и попечительства ссылаются на отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации обязанности в принятии и устройстве разысканного ребенка.
Правовая неопределенность по данному вопросу затрудняет реализацию положений пункта 14 статьи 65 Закона.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 79 Семейного кодекса Российской Федерации в случае невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам, вопрос о его передаче решается судом.
Статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Указанное отобрание осуществляется на основании акта органа опеки и попечительства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", статьей 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании отдельного акта органа опеки и попечительства.
Учитывая, что ситуация, предусмотренная пунктом 14 ст. 65 Закона вышеуказанными положениями не охватывается, органы опеки и попечительства отказывают судебному приставу-исполнителю в принятии разысканного ребенка в случае невозможности его немедленной передаче законному представителю, опекуну или попечителю.
Наиболее ярким примером указанной ситуации является случай, произошедший в Ульяновской области.
Так, в производстве Управления ФССП России по Ульяновской области (далее - Управление) находилось разыскное дело по розыску ребенка, заведенное в рамках исполнительного производства о передаче ребенка его матери.
В рамках данного разыскного дела при проверке возможных адресов местонахождения разыскиваемого ребенка судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, обнаружен ребенок.
В связи с удаленностью нахождения законного представителя, постоянно проживающей в г. Барнаул Алтайского края, и невозможности немедленного её прибытия в г. Димитровград, для совершения исполнительных действий, а именно передачи несовершеннолетнего ребенка органам опеки и попечительства, незамедлительно приглашен представитель отдела опеки и попечительства по г. Димитровград.
В ходе совершения исполнительных действий представитель отдела органа опеки и попечительства г. Димитровград на требование судебного пристава-исполнителя Отдела по г. Димитровград принять ребенка для определения его в специализированное учреждение до момента передачи законному представителю ответила отказом в связи с тем, что такая обязанность не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Ульяновской области от 05.11.2008 N 178-ЗО "Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области". В связи с чем, несовершеннолетний был оставлен должнику по месту его обнаружения до возможного прибытия законного представителя к месту совершения действий по передаче ребенка.
В последующем это привело к тому, что должник вместе с ребенком выехал за пределы Ульяновской области в связи с чем, решение суда исполнено не было. В настоящее время мероприятия по розыску ребенка продолжаются.
Представляется, что обозначенная проблема может быть устранена путем внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, касающихся закрепления основания возникновения у органов опеки и попечительства правомочий по устройству разысканного ребенка, а также порядка и сроков принятия органами опеки и попечительства разысканного ребенка.
Так, проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разысканный ребенок может быть помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акт органа опеки и попечительства.
Закрепление административной, а не судебной процедуры связано с необходимостью принятия неотложных мер по передаче ребенка органам опеки и попечительства в целях исключения повторного сокрытия должником разысканного ребенка.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.