Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 157600-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Спорт в современном мире является эффективным инструментом международного сотрудничества, взаимопроникновения культур, выработки у народов универсального взгляда на систему человеческих ценностей. Спортивные игры по своей массовости, зрелищности и эмоциональности оказывают сильнейшее воздействие на воспитание людей, формирование их взгляда на мир. Причем воспитательное воздействие спорта охватывает не только зрителей, но и, может быть в большей степени, самих спортсменов, особенно молодых.
Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая XX сессией Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 21 ноября 1978 г.), подчеркнула, что развитие спорта является одним из инструментов развития человеческой личности".
Спорт жестко вписан в социально-экономическую жизнь современного мира, подчиняется всем ее экономическим законам и заражен всеми "болезнями" современной рыночной экономике. На благородном стремлении спортсменов к развитию, спортивному соперничеству, стремлению к победе, преодолению себя паразитируют разного рода криминальные элементы.
Во всех странах достаточно остро стоит проблема договорных матчей.
Международные европейские структуры рассматривают договорные матчи на официальных спортивных соревнованиях как проявление коррупция, которая продолжает оставаться актуальной проблемой в профессиональном спорте, спорте высших достижений, поэтому вырабатывают единую политику по противодействию криминализации спортивных мероприятий.
Рекомендация N R (2005) 8 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о принципах честного управления в спорте (20 апреля 2005 года) подчеркнула, "что сама природа спорта, основанная на принципах честной игры и равной борьбы, требует, чтобы любой неэтичной практике и поведению в спорте было оказано мощное и эффективное противодействие".
Важнейшим международным документом в области противодействия криминализации спорта стала Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями (CETS N 215), (Маглинген, 18 сентября 2014 года), подписанная, в том числе Россией. Конвенция, "считая необходимым дальнейшее совершенствование общих европейских и глобальных рамок для развития спорта на основе понятий плюралистической демократии, верховенства закона, прав человека и спортивной этики", выработала ряд конкретных мер для эффективной борьбы с манипулированием спортивными соревнованиями. Заострила внимание на необходимости регулирования рынка букмекерских услуг, применение адекватных мер "по борьбе с манипулированием спортивными соревнованиями, связанных с размещением ставок на спортивные соревнования, включая при необходимости ограничение приема ставок на спортивные соревнования, проводимые для участников моложе 18 лет".
Детские и юношеские команды, спортивные соревнования которых наряду с официальными играми взрослых команд становятся объектами пари и ставок в букмекерских конторах и тотализаторах, действительно являются слабым звеном. У несовершеннолетних спортсменов психика менее устойчива, чем у взрослого сформировавшегося человека, границы дозволенного частично размыты, что повышает риск готовности несовершеннолетних спортсменов играть на матчах с предрешенным результатом, и рождает соблазн у криминалитета использовать спортивные соревнования детско-юношеских спортивных команд в своих корыстных интересах.
На заседании Комитета детско-юношеского футбола 6 февраля 2017 года по инициативе тренеров, которые регулярно сталкиваются со "странными матчами" в юношеских соревнованиях по футболу, был серьезно рассмотрен вопрос о мерах противодействия попыткам юных футболистов договориться с соперниками о результате матча, который принесет финансовую выгоду обеим сторонам. Озабоченность тренеров этой проблемой была разделена Общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз", которая полагает, что юные российские спортсмены должны воспитываться в духе основополагающего принципа спортивного соревнования - стремление к победе, для что есть необходимость сократить возможность для договоров между командами о результате матча.
Россия до настоящего времени не ратифицировала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, однако на законодательном уровне реализовала ряд ее положений, в частности в течение последних нескольких лет был принят ряд законов, направленных на противодействие манипулированию спортивными соревнованиями.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты российской федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований", Федеральным законом от 21.07.2014 N 222-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами значительно реформирована игорная деятельность, введено понятие "противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований". Введен запрет для спортсменов, судий, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников официальных спортивных соревнований на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах в отношении спортивных соревнований, участниками или организаторами которых они являются. Установлена уголовная ответственность за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований. Приняты и другие меры.
В число задач, на решение которых были направлены перечисленные законодательные акты, входила, в частности, защита несовершеннолетних граждан от негативного влияния азартных игр.
Однако данная задача решена была не вполне.
Настоящий проект федерального закона делает следующий шаг в совершенствовании российского законодательства в сфере противодействия коррупции в спорте - направлен на создание условий для развития в юных спортсменах боевого духа, формирование человека чести путем создания преград для организации договорных матчей между детско-юношескими спортивными командами.
Настоящий проект федерального закона предлагает дополнить статьи 5, 6.1, 14.1, 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) положениями, запрещающими организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах принимать ставки и организовывать заключение пари на официальные детско-юношеские спортивные соревнования, а также положениями, запрещающими центрам учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов осуществлять деятельность по приему от физического лица денежных средств, в том числе электронных денежных средств, их учет и перевод организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе на официальные детско-юношеские спортивные соревнования.
Предложенные проектом федерального закона изменений в статью 15 Федерального закона N 244-ФЗ придают действию по нарушению запрета на принятие ставок и заключение пари на официальные детско-юношеские спортивные соревнования статус грубого нарушения лицензионных требований, что влечет административную ответственность по части 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ (пункт "г" статьи 4 и статья 7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1130 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах").
Проектом федерального закона предлагаются также изменение в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором содержится понятие "детско-юношеские спортивные команды" и раскрывается понятие "детско-юношеский спорт" (пункт 3.1-1 статьи 2), что наполняет юридико-лингвистической определенность термин "детско-юношеские спортивные команды" и в Федеральном законе N 244-ФЗ. Предлагаемое изменение в статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" дополняет перечень мер по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 26.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.