Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 157785-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы"
На данный момент законодательство Российской Федерации имеет положения, предусматривающие механизм борьбы с коррупцией путем конфискации незаконно нажитого имущества. Тем не менее, данные механизмы носят ограниченное практическое применение.
Так, статьей 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предусматривается процедура, согласно которой Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, регулируемых вышеуказанным Федеральным законом, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
При этом вышеуказанные объекты недвижимости являются предметом проверки лишь в том случае, если они были приобретены в результате сделки, чья стоимость превышает доход должностного лица и его супруги (супруга) за период в 3 года, предшествующих совершению такой сделки.
Очевидно, что такого механизма не достаточно для выявления как уже незаконно нажитого имущества, так и имущества, укрываемого путем оформления прав на него на иных родственников.
Законопроектом предлагается расширить как предмет проверки лиц, замещающих государственные должности и являющихся субъектами ответственности по Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", определяемых в статье 2 вышеуказанного Федерального закона, так и круг проверяемых лиц.
Первым нововведением является предложение осуществлять проверку не только сделок, чья стоимость превышает доход должностного лица и его супруги (супруга) за период в 3 года, предшествующих совершению такой сделки, но и любого нажитого имущества должностного лица.
Вторая новелла заключается в расширении круга проверяемых лиц. Так, согласно законопроекту, проверке будут подлежать не только супруг (супруга) и несовершеннолетние дети должностного лица, но и все близкие родственники. Для целей применения данного законопроекта, понятие "близкий родственник" соотносится с термином, употребляемым в Семейном кодексе Российской Федерации, а именно: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Осуществление запросов для проверки должностных лиц, являющихся объектами такой проверки в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом производится ограниченным перечнем субъектов, указанным в части 1 статьи 4 данного закона. Так, в соответствии с вышеуказанной статьей, данные запросы могу быть направлены:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
3) Общественной палатой Российской Федерации;
4) общероссийскими средствами массовой информации.
Таким образом, законопроектом создается наиболее полный и прозрачный механизм проверки законности нажитого имущества должностных лиц путем возможности осуществления соответствующих запросов государственными, политическими, общественными и информационными структурами.
Огромным шагом вперед также является возможность осуществления таких процедур относительно близких родственников лица и в отношении всего имущества, имеющегося у вышеуказанных лиц в собственности. Это позволит выявить как уже совершенные, так и вновь совершаемые преступления, в то время как действующая редакция Федерального закона позволяет устанавливать преступления, совершенные лишь по сделкам, заключенным после вступления его в силу.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.