Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработан в целях обеспечения надлежащего нормативного правового регулирования использования механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации - физического лица с использованием его биометрических персональных данных, а также сведений о нем, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), позволяющего кредитным организациям открывать счета (вклады) клиенту - физическому лицу без его личного присутствия с использованием сети "Интернет".
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", дополнив его положениями, предусматривающими:
право клиента кредитной организации - физического лица на осуществление кредитной организацией по его поручению и с его согласия сбора и обработки его персональных данных, включая биометрические персональные данные, в целях проведения его последующей удаленной идентификации для оказания ему банковских услуг без его личного присутствия, включая заключение договора банковского счета;
право клиента кредитной организации - физического лица на удаленное заключение договора банковского счета и оказание иных банковских услуг на его основе без личного присутствия такого лица при успешном прохождении удаленной идентификации и соответствии условиям отсутствия причастности к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, экстремистской и (или) террористической деятельности;
обязанность кредитных организаций, входящих в перечень, установленный Центральным банком Российской Федерации, по поручению и с согласия клиента-физического лица в целях проведения последующей удаленной идентификации, в том числе, иными кредитными организациями, осуществлять сбор и передачу в ЕСИА следующих сведений:
фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, номер абонента подвижной радиотелефонной связи;
сведения о биометрических персональных данных клиента;
сведения о согласии клиента на обработку его персональных данных, в том числе, в единой системе идентификации и аутентификации и в информационно-технологических элементах, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и предоставление биометрических персональных данных (далее - информационно-технологические элементы);
обязанность кредитных организаций, входящих в перечень, установленный Центральным банком Российской Федерации, по поручению и с согласия клиента-физического лица в целях проведения последующей удаленной идентификации, в том числе, иными кредитными организациями, осуществлять сбор и передачу в информационно-технологические элементы биометрических персональных данных клиента-физического лица;
порядок сбора и передачи персональных данных (включая биометрические персональные данные) в ЕСИА и в информационно-технологические элементы;
условия, при которых удаленная идентификация клиента кредитной организации - физического лица признается осуществленной, а также право кредитной организации заключить договор банковского счета и оказания иных банковских услуг на его основе без личного присутствия клиента-физического лица при успешном прохождении таким лицом удаленной идентификации и его соответствии условиям об отсутствии причастности к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, экстремистской и (или) террористической деятельности.
Перечень кредитных организаций, которые обязаны осуществлять сбор и передачу персональных данных клиента-физического лица, включая биометрические персональные данные, и требования к таким организациям устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Открывать клиенту-физическому лицу счета (вклады) на основе пройденной удаленной идентификации при соблюдении условий об отсутствии подозрений в причастности указанного лица к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, экстремистской и (или) террористической деятельности, согласно законопроекту, имеют право как организации, обязанные проводить сбор и передачу персональных данных клиента-физического лица, таки и иные кредитные организации.
При этом Центральный банк Российской Федерации вправе установить критерии определения, а также перечень кредитных организаций, которые не могут открывать счета (вклады) клиенту - физическому лицу при проведении идентификации без его личного присутствия.
Систему удаленной идентификации клиентов кредитных организаций - физических лиц предлагается выстроить на основе обработки и использования биометрических персональных данных, поскольку такая идентификация имеет наивысшую степень надежности в цифровом пространстве, а ее применение в банковском секторе стало мировым трендом.
В целях обеспечения безопасности персональных данных (включая биометрические персональные данные) клиентов кредитных организаций - физических лиц, обеспечения доверенности, целостности, устойчивости и безопасности системы удаленной идентификации законопроектом предусматривается создание указанной системы на государственном уровне в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, а также Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Банком России. При этом одним из центральных звеньев системы удаленной идентификации будет являться государственная информационная система - ЕСИА.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена следующим:
мировым трендом на сокращение количества очных посещений клиентами отделений банков и переводом максимального количества услуг кредитных организаций в цифровую среду;
повышением спроса на цифровые финансовые услуги и на финансовые услуги, предоставляемые дистанционно;
появлением высокоточных и стабильно функционирующих технологий биометрической идентификации;
необходимостью введения дополнительных сервисов, повышения удобства использования банковских услуг клиентами-физическими лицами в целях увеличения спроса на услуги российских банков и на поддержание таким образом стабильности банковской системы Российской Федерации;
отсутствием в труднодоступных регионах Российской Федерации доступа ко всему спектру российских кредитных организаций и их услугам, обусловленным логистическими сложностями открытия достаточного количества отделений кредитных организаций в таких регионах;
необходимостью повышения доступности банковских услуг для людей с ограниченными возможностями.
Формирование и использование системы удаленной идентификации обеспечит:
повышение заинтересованности клиентов-физических лиц в банковских услугах, в том числе среди активного населения, работающего в условиях жесткого недостатка свободного времени;
увеличение количества обращений в кредитные организации за оказанием соответствующих услуг;
увеличение количества обращений к сервисам кредитных организаций;
рост инновационного потенциала Российской Федерации путем создания на государственном уровне условий для появления нового рынка сбора, обработки и использования биометрических персональных данных.
Надлежащее нормативное правовое регулирование вопросов использования удаленной идентификации на основе биометрических данных является ключевым фактором для широкого перехода на ее использование в иных сферах и отраслях регулирования.
Реализация положений законопроекта потребует проведения кредитными организациями технических мероприятий по обеспечению сбора и обработки персональных данных физических лиц, в связи с чем предусматривается специальный срок вступления в силу федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.