Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 157778-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в условиях кризиса и вместе с тем объективной необходимости обеспечить информатизацию практически всех социально значимых сфер единственным достойным способом реализовать такую необходимость представляется создание и модернизация информационных систем и технологий через механизмы государственно-частного партнерства.
Именно эти механизмы создают необходимые основы взаимовыгодного сотрудничества между государством и частным партнером, при котором государство может использовать частные инвестиции при реализации своих полномочий по информатизации, предоставляя в обмен частному инвестору возможность использования созданных систем.
Однако, сегодня действующее законодательство не предусматривает четких механизмов взаимодействия государственных и частных капиталов в сфере IТ-технологий.
Так, в законодательстве, регулирующем государственно-частное партнерство или концессионные соглашения (а именно: в Федеральных законах N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации", а также об отдельных законодательных актах Российской Федерации"), предусмотрено, что объектом такого рода соглашений может являться исключительно недвижимое или движимое имущество совместно с недвижимым, если они технологически связаны между собой. Таким имуществом могут быть, например, автомобильные дороги и объекты для фиксации нарушений (линейные объекты для установки камер), аэродромы и средства навигации для посадки и т.д.
В этой ситуации в ряде государственно-частных проектов используется схема номинального "строительства" объекта недвижимости с целью создания совместно государством и частным инвестором IT-решения. Такой путь сомнителен с точки зрения "чистоты" правоприменения, и подобные соглашения могут быть признаны незаконными, поскольку цель этих соглашений - не в строительстве объекта недвижимости, а в создании, в частности, государственной информационной системы.
Существуют и иные способы взаимодействия государства и инвестора в рамках действующего правового поля, каждый из которых имеет ряд недостатков. К такому механизму, в частности, относится создание хозяйственного общества совместно государством и частным партнером с целью объединения усилий для создания какого-либо IT-решения. Однако такой способ взаимодействия не обеспечивает прозрачности процесса передачи имущества из владения частного партнера в собственность государства - равно как и обратного процесса. То есть после окончания отношений в рамках отдельно созданной совместной компании будет непонятно, кому и какая составляющая разработки перейдет во владение.
Иным способом легитимизации подобных отношений является установление конкретного объекта, который не является недвижимостью, в качестве объекта концессионного соглашения в законодательстве.
Такой путь представления неправовым, так как реализация каждого отдельно взятого конкретного проекта подразумевает необходимость внесения изменений в федеральное законодательство.
В этой связи представляется необходимым легитимизировать механизм взаимодействия государственных и частных партнеров в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Анализ зарубежного законодательства (США, Великобритания, Франция, Германия) также демонстрирует поступательное расширение объектов государственно-частного партнерства от исключительно объектов недвижимости к объектам телекоммуникации. Например, в Германии телекоммуникационные объекты были установлены в качестве объектов партнерства в 1999 году в соответствии с приоритетной правительственной Программой действий на XXI в., и к настоящему моменту сфера информационно-коммуникационных технологии стала одной из основных сфер применений государственно-частного партнерства. В Великобритании и Франции на долю информационно-коммуникационных технологий приходится от 5 до 10 процентов от объема всех заключаемых сделок государственно-частного партнерства.
Принимая во внимание изложенное, с целью регулирования объектов телекоммуникационной сферы в правоотношениях, складывающихся в сфере государственно-частного партнерства, законопроектом предлагается в качестве объекта соглашений государственно-частного партнерства и концессионного соглашения предусмотреть объекты IT-инфраструктуры, а именно: программы для ЭВМ, базы данных, а также обеспечивающие их эксплуатацию и (или) являющиеся источниками данных технические средства (в том числе в составе сайтов в сети "Интернет" и государственных информационных систем или их совокупности.
Данная формулировка объекта соглашений имеет целью, с одной стороны, предусмотреть государственные информационные системы в качестве объекта концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве, и при этом - привести в соответствие такой объект с нормами гражданского законодательства, с тем, чтобы в качестве объекта соглашения были предусмотрены исключительно объекты гражданских прав.
Иные изменения, предлагаемые к внесению в Федеральные законы N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации", а также об отдельных законодательных актах Российской Федерации", непосредственно связаны с вышеназванными поправками, и имеют своей целью, в частности, установление за участниками партнерства прав владения и пользования названными объектами, соответствующими правам, установленными гражданским законодательством для результатов интеллектуальной деятельности.
В целях подготовки законопроекта, обобщения и изучения практики в области реализации государственно-частного партнерства были проведены конференции, круглые столы на площадках уполномоченных органов государственной власти и организаций.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.