Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 марта 2016 г. N 5.1-01/679
на проект федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях",
принятому Государственной Думой 18 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 928260-6) был внесен в Государственную Думу 13 ноября 2015 года депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым, М.М. Абасовым и другими под наименованием "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон вносит изменение в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в части установления запрета на применение норм пункта 4 статьи 222 (правое регулирование сноса самовольной постройки) Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующих с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс.
Федеральный закон также вносит изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяя, что сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации). Сделка, совершенная без согласия уполномоченного органа религиозной организации, ничтожна. Требования о признании такой сделки недействительной и (или) о применении последствий ее недействительности могут предъявлять сторона сделки и (или) централизованная религиозная организация, в структуру которой входит религиозная организация, являющаяся стороной сделки.
Федеральный закон устанавливает, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктом "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в введении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правовым последствием вступления в силу Федерального закона явится уточнение правового режима самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, установление особенностей сделок в сфере распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в собственности религиозных организаций, и закрепление условий отчуждения недвижимого имущества богослужебного назначения.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона может быть начато не позднее 1 апреля 2016 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Федорову, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.