Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 марта 2016 г. N 3.1-05/970
на проект федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 марта 2016 года, и отмечает следующее.
Проект рассматриваемого Федерального закона (N 928260-6) был внесен в Государственную Думу 13 ноября 2015 года депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым, М.М. Абасовым и другими под наименованием "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с распоряжением имуществом религиозного назначения.
Предусматривается, что сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок. Сделка, совершенная без согласия уполномоченного органа религиозной организации, ничтожна. Требования о признании такой сделки недействительной и (или) о применении последствий ее недействительности могут предъявлять сторона сделки и (или) централизованная религиозная организация, в структуру которой входит религиозная организация, являющаяся стороной сделки.
Устанавливается, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Федеральным законом предлагается не применять в отношении самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, а также связанному с ним имуществу нерелигиозного назначения, правила о внесудебном порядке их сноса, предусмотренные пунктом 4 статьи 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с распоряжением имуществом религиозного назначения.
Федеральный закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и одобрить его.
Первый заместитель |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.