Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1088247-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1088247-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон).
Бюджет Фонда за 2015 год исполнен:
по общим доходам, - в сумме 541,2 млрд. рублей, или 104,2 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом;
по общим расходам, - в сумме 612,1 млрд. рублей, или 101,6 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом и 98,2 процента к уточненной сводной бюджетной росписи.
В целом бюджет Фонда за 2015 год исполнен с дефицитом в сумме 70,8 млрд. рублей. Из них:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с дефицитом в сумме 91,0 млрд. рублей (из которых, 55,0 млрд. рублей - средства, возвращенные в федеральный бюджет, образовавшиеся в результате неполного использования межбюджетных трансфертов федерального бюджета в предыдущие годы);
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 19,5 млрд. рублей;
по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - с превышением поступивших межбюджетных трансфертов из федерального бюджета над произведенными расходами в сумме 444,6 млн. рублей, а из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования средств в сумме 233,4 млн. рублей.
Исполнение доходов бюджета Фонда
В структуре общих доходов бюджета Фонда за 2015 год доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 443 834,1 млн. рублей (с учетом средств, в сумме 55,0 млрд. рублей, возвращенных в федеральный бюджет в результате неполного использования межбюджетных трансфертов федерального бюджета в предыдущие годы). Из них:
поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 435 383,0 млн. рублей, или 98,6 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом;
средства страхователей в части превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в сумме 8 170,0 млн. рублей.
Неисполнение утвержденных показателей доходов по страховым взносам по данному виду страхования обусловлено главным образом снижением застрахованного фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы, с учетом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, на 2,0 процента к запланированному в расчетах к Федеральному закону, в связи с чем в доход бюджета Фонда недополучено 3 958,7 млн. рублей.
Доля необлагаемого фонда заработной платы, превышающего застрахованный заработок, в 2015 году составила 18,01 процента, а доля облагаемой заработной платы с учетом выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (без учета сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами), в 2015 году составила, по отчетным данным Фонда, 81,99 процента при запланированной 84,0 процента.
Коэффициент сбора страховых взносов и недоимки составил в 2015 году 0,993 при плановом 0,996.
В 2015 году численность страхователей, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов, составила 184,2 тыс. страхователей. Общая сумма выпадающих доходов бюджета Фонда, связанная с применением пониженных тарифов страховых взносов, составила 13 126,1 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году составили 103 623,8 млн. рублей, или 106,5 процента от утвержденных Федеральным законом.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, в 2015 году составили 95 734,8 млн. рублей, или 104,6 процента от запланированных.
Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы, - на 2,9 процента к учтенному в расчетах к Федеральному закону, а также сложившимся среднеотраслевым размером тарифа страховых взносов, который составил в 2015 году 0,51 процента, при планируемом 0,50 процента.
Коэффициент сбора страховых взносов по данному виду страхования составил 0,982 при плановом 0,979.
В доходы бюджета Фонда по данному виду страхования в 2015 году были зачислены средства в сумме 6 412,5 млн. рублей, поступившие от размещения на банковские депозиты в кредитных организациях средств резерва (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. N 1396 "Об утверждении правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов").
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составили 48 807,7 млн. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций, - в сумме 30 440,1 млн. рублей.
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - в сумме 18 367,5 млн. рублей.
По иным видам доходов в бюджет бюджета Фонда поступили:
средства от денежных взысканий (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации, - в сумме 182,8 млн. рублей;
капитализированные платежи ликвидируемых предприятий, - в сумме 581,4 млн. рублей;
доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, - в сумме 703,1 млн. рублей;
доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, - в сумме 14,8 млн. рублей;
добровольные страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 36,3 млн. рублей.
Исполнение расходов бюджета Фонда
1. В структуре расходов бюджета Фонда расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили в 2015 году в сумме 479 898,3 млн. рублей, или 99,7 процента к утвержденным Федеральным законом.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 194 312,3 млн. рублей, что ниже запланированных на 5,6 процента.
Среднедневной размер пособия составил по итогам года 648,42 рубля, что составляет 102,1 процента к запланированным расчетам к закону. Число оплаченных календарных дней в 2015 году составило 299,67 млн. дней, что по сравнению с 2014 годом ниже на 1,4 процента.
Таким образом, и в 2015 году продолжилась тенденция снижения обращения застрахованных граждан за получением листков временной нетрудоспособности, которая наблюдается с 2011 года.
Расходы на выплаты пособий по материнству и детству гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили в сумме 271 821,3 млн. рублей, или 99,4 процента от утвержденных бюджетной росписью. Из них:
на выплату пособий по беременности и родам - 111 414,2 млн. рублей, или 98,8 процента к бюджетной росписи. Среднедневной размер пособия составил 658,57 рубля;
на выплату пособий при рождении ребенка - 21 108,0 млн. рублей, или 99,8 процента к бюджетной росписи. Средний размер пособия при рождении ребенка составил 15 789,52 рублей;
на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 138 757,7 млн. рублей, или 99,9 процента к бюджетной росписи. Средний размер данного вида пособия составил 7 761,24 рублей;
на выплату единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности - 541,2 млн. рублей, или 98,8 процента к бюджетной росписи. Средний размер пособия составил 591,64 рубля.
Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда составили в 2015 году в сумме 531,2 млн. рубля, или 96,2 процента к бюджетной росписи. Средний размер пособия составил 5 757,32 рубля.
2. Расходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили в 2015 году в сумме 84 096,1 млн. рублей, что на 2,6 процента ниже утвержденных бюджетной росписью. Из них:
на выплату пособий по временной нетрудоспособности по данному виду обязательного социального страхования - 2 341,0 млн. рублей, или 88,6 процента к бюджетной росписи. Число оплаченных дней составило 3 013 014 и уменьшилось по сравнению с 2014 годом на 6,5 процента, среднедневной размер пособия составил 776,96 рублей;
на выплату единовременных страховых выплат - 2 100,0 млн. рублей, или 89,2 процента к бюджетной росписи. Расходы по данным выплатам увеличились по сравнению с 2014 годом на 11,2 процента, при этом количество самих выплат уменьшилось на 7,0 процента и составило 15 529. Увеличение расходов связано с увеличением среднего размера единовременной страховой на 38,3 тыс. рублей по отношению к использованным в расчетах к Федеральному закону. Средний размер выплаты составил 135 233,9 рубля;
на выплату ежемесячных страховых выплат - 49 996,3 млн. рублей, или 98,8 процента к бюджетной росписи. Количество ежемесячных страховых выплат составило 5 540 213, при среднем размере 9 018,84 рублей;
на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний - 18 268,4 млн. рублей, или 98,0 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом данные расходы увеличились на 8,8 процента;
на доставку и пересылку страховых выплат - 226,9 млн. рублей, или 91,3 процента к бюджетной росписи.
3. Расходы, осуществляемые Фондом по реализации государственных публичных обязательств в области социальной политики
За счёт средств федерального бюджета, перечисляемых бюджету Фонда в качестве межбюджетных трансфертов, кассовое исполнение расходов по государственным публичным обязательствам составило:
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 21 340,1 млн. рублей (с учетом остатка неиспользованных средств за 2014 год в сумме 232,5 млн. рублей). При этом расходы на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий составили в сумме 20 625,2 млн. рублей (97,6% к бюджетной росписи), расходы на администрирование указанной функции - в сумме 714,9 млн. рублей (90,1% к бюджетной росписи). Остаток неиспользованных средств на конец года составил 596,8 млн. рублей.
Неполное освоение выделенных средств согласно пояснительной записке объясняется ограничением мощности протезно-ортопедических предприятий, проблемами доставки изделий до места жительства инвалидов. Неиспользованный остаток средств будет использован Фондом на те же цели в 2016 году.
В 2015 году было выдано 292,0 млн. единиц технических средств реабилитации, а также протезно-ортопедических изделий. Количество поданных заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составило 3,28 млн. заявок, доля обеспеченности составила 99,1 процента;
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", бюджетной росписью с учетом недоиспользованных средств за 2014 год (160,0 млн. рублей) ассигнования были определены в сумме 3 995,8 млн. рублей, фактические расходы составили 3 877,5 млн. рублей, или 97,0 процента к бюджетной росписи.
Дополнительно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2015 года N 460 "О внесении изменений в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1538" в части распространения на Фонд действия Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N 921 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета межбюджетного трансферта бюджету фонда социального страхования Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, и предоставлением бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации" Фонд использовал в 2015 году остаток не использованных в 2014 году ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, и предоставлением бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации, в сумме 270,7 млн. рублей. Фактические расходы, осуществленные в соответствии с указанным нормативным актом составили 270,2 млн. рублей, или 99,8 процента, и было выдано 8,7 тыс. путевок.
Всего в 2015 году с учетом сопровождающих лиц выдано 154,88 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение данного вида государственной социальной помощи в рамках набора социальных услуг (из них 8,7 тыс. путевок - на лечение граждан в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Республики Крым и г.Севастополе), что на 12,8 тыс. путевок меньше, чем в 2014 году. Степень обеспеченности путевками составила в 2015 году 27,4 процента, против 33,5 процента в 2014 году;
на оплату четырёх дополнительных выходных дней в месяц работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, - в сумме 2 418,7 млн. рублей, или 90,0 процента к бюджетной росписи;
на выплаты пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ, - в сумме 17,4 млн. рублей, или 88,6 процента к бюджетной росписи. Неполное исполнение указанных расходов объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий;
на выплаты пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, - в сумме 2 057,6 млн. рублей, или 94,8 процента к бюджетной росписи;
на выплаты пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - в сумме 30,3 млн. рублей, или 76,4 процента к бюджетной росписи;
на выплаты пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, - в сумме 62,5 тыс. рублей, или 40,2 процента к бюджетной росписи;
Расходы за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемых Фонду в качестве межбюджетных трансфертов, на оплату медицинским организациям, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной этими организациями женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни составили в сумме 18 134,2 млн. рублей, или 87,7 процента к бюджетной росписи.
Расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2015 году составили 23 186,7 млн. рублей, или 94,9 процента к установленным назначениям, и 3,8 процента к общему объему расходов.
Выводы и замечания
1. В 2015 году, благодаря дополнительно выделенным в течение года из федерального бюджета ассигнованиям в сумме 10,6 млрд. рублей, степень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации от числа поступивших заявок составила 99,1 процента (в 2014 году - 76,6%).
2. Остается крайне низкой степень удовлетворения заявлений граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.
В 2015 году было подано 564 491 заявление, выдано 154 881 путевка (без учета числа путевок за счет остатков средств федерального бюджета, выделенных в октябре 2014 года на целевые путёвки в санатории Республики Крым - 146 152 путевки). Степень обеспечения составила 27,4 процента (без учета числа путевок за счет остатков средств федерального бюджета, выделенных в октябре 2014 года на целевые путёвки в санатории Республики Крым - 25,8 %).
В то же время, с учетом социальной остроты данной проблемы Государственная Дума еще в Постановлении "О принятии в первом чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" рекомендовала Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее предоставление государственной социальной помощи, в целях наиболее полного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В 2013 году при рассмотрении комитетом проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов" депутаты вновь обращали внимание Правительства Российской Федерации на настоятельную необходимость законодательного урегулирования проблемы.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 29 октября 2014 года "О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу" также рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об изменении механизма обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Однако проблема до сих пор не получила своего разрешения.
Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость решения указанной проблемы.
3. По итогам 2015 года усилилась тенденция увеличения задолженности по уплате страховых взносов в Фонд.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015 год увеличилась по отношению к объему задолженности за 2014 год на 37,6 процента, и на 1 января 2016 года составила 6 154,4 млн. рублей. Уровень задолженности по отношению к начисленным страховым взносам составил 1,2 процента. Число страхователей, имеющих задолженность, увеличилось на 47 376 единиц, или на 15,9 процента. Из общего числа страхователей, состоящих на учете на 1 января 2016 года 1 723 542 страхователей, или 31,1 процента, не представили в Фонд расчеты по страховым взносам, из них 1 179 667 страхователей не сдают отчетность более года. В сравнении с 2014 годом число страхователей, не сдающих отчетность более года, возросло на 11,0 процента.
Задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2015 год выросла на 3,0 процента, и на 1 января 2016 года составила 7 595,4 млн. рублей. Низкий рост задолженности по данному виду страхования объясняется списанием Фондом в 2015 году безнадежной к взысканию задолженности в объеме 1 234,1 млн. рублей (26,0% от общего объема задолженности). На 1 января 2016 года задолженность по данному виду страхования имели 482 327 страхователей, или 8,7 процента от общего числа страхователей, что на 7,2 процента больше, чем в 2014 году.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует к принятию в первом чтении проект федерального закона N 1088247-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.