Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 162378-7 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" подготовлен с целью закрепления в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле") источников финансирования возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Статьей 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрена гарантия погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, в том числе умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки. Предусмотрено, что погребение указанных умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия органов внутренних дел путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ. Также установлен перечень услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении указанных умерших, который включает:
оформление документов, необходимых для погребения;
облачение тела;
предоставление гроба;
перевозку умершего на кладбище (в крематорий);
погребение.
Определено, что стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При этом действующей редакцией Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не определен источник финансирования расходов специализированной службы по вопросам похоронного дела по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Имеющийся пробел правового регулирования повлек неоднозначную судебную практику.
Так, например, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 5 октября 2015 года N 302-ЭС15-11731, Высший Арбитражный Суд в определениях от 17 июля 2014 года N ВАС-9649/14, от 27 июля 2012 года N ВАС-10103/12 сделали вывод о том, что, удовлетворяя исковые требования по возмещению стоимости работ по погребению тел умерших названной категории граждан специализированной службе по вопросам похоронного дела по погребению умерших за счет средств бюджета Российской Федерации в лице Минфина России, нижестоящие суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральным законом о погребении, Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23, пришли к выводу о доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на Минфин России ответственности в виде взыскания заявленных убытков.
Однако в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 303-ЭС15-18506 сделан противоположный вывод о том, что расходы на погребение вышеуказанной категории граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Принимая во внимание, что не представляется возможным определить к какой из категорий, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", отнесен умерший, личность которого не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, можно предположить, что он с равной долей вероятности либо подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти или являлся пенсионером, либо что он не относился к данным категориям граждан.
Учитывая, что гарантия погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, установлена Федеральным законом, данные публичные обязательства должны реализовываться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
С целью устранения имеющегося пробела правового регулирования разработан предлагаемый законопроект, которым предусматривается отнесение расходов на возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, к расходам федерального бюджета.
Данный законопроект не содержит норм, способствующих проявлению коррупции.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Расходы на возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, в Орловской области в 2015 году составили 105 545,60 рублей на 26 умерших.
По данным Федеральной службы государственной статистики, всего умерших в Орловской области за 2015 год 12 473 человек. Таким образом, процент умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, в Орловской области составляет 0,2%.
По данным Федеральной службы государственной статистики, всего умерших в 2015 году в Российской Федерации 1 908 541 человек. Прогнозируя, что процент умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, в целом по Российской Федерации также составит 0,2%, ориентировочная сумма дополнительных расходов федерального бюджета на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, составит в расчете на год 20 143 810,5 рублей ((1908541 х 0,2/100) х 5277,28) (5277,28 рублей - размер установленного с учетом индексации размера возмещения расходов на погребение).
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.