Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается установить уголовно-правовые меры, позволяющие, по мнению автора законопроекта, снизить рецидив преступлений среди лиц, совершивших изнасилование или насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних. С этой целью предлагается расширить перечень принудительных мер медицинского характера, предусмотрев такую меру, как "химическая кастрация", с возможностью ее применения к лицам, осужденным за совершение преступлений, предусмотренных статьями 131, 132, 134 и 135 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), а также установить возможность назначения пожизненного лишения свободы за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста.
Предлагаемые законопроектом изменения в УК в части, касающейся установления новой принудительной меры медицинского характера -"химической кастрации" (пункт "д" части первой статьи 99 УК в редакции законопроекта), а также порядка ее применения (статья 101.1 УК в редакции законопроекта), не в полной мере согласуются с положениями главы 15 УК, регламентирующей вопросы применения принудительных мер медицинского характера.
В соответствии с уголовным законодательством принудительные меры медицинского характера применяются в связи с наличием у виновного лица психического расстройства (статья 97 УК) с целью его излечения или улучшения его психического состояния (статья 98 УК).
Вместе с тем законопроектом предлагается установить, что возможность применения "химической кастрации" определяется лишь с учетом характера совершенного указанным лицом преступления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Однако законопроект не содержит таких положений.
Относительно предлагаемых законопроектом изменений в статьи 131 и 132 УК следует отметить, что вопрос об их целесообразности необходимо рассматривать после оценки последствий вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", которым существенно усилена уголовная ответственность за указанные деяния.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 февраля 2010 г. N 645п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 572983-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатом Государственной Думы А.В. Беляковым"
Текст письма официально опубликован не был