Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части обязательного установления предельных размеров соотношения между среднемесячной заработной платы руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за их несоблюдение)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан с целью расширения перечня организаций, для которых определяется предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников.
В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников в кратности от 1 до 8 установлен для руководителей федеральных государственных учреждений и для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных унитарных предприятий.
Согласно статье 145 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале, которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:
- государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Предельный уровень соотношения заработной платы в указанных организациях будет устанавливаться государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений и предприятий.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления дано право, утверждать перечни организаций, на которые не распространяются данные предельные размеры.
Законопроектом также устанавливается обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате указанных категорий работников в сети "Интернет" на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.
Порядок размещения и представления данной информации устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Законопроектом предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и зарплаты работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.
Концепция законопроекта заслуживает поддержки.
На рассматриваемый законопроект поступило 9 отзывов законодательных (представительных) и 16 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона поддержали.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.