Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части обязательного установления предельных размеров соотношения между среднемесячной заработной платой руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за их несоблюдение),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что, в частности, условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее - руководители) государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов (далее - руководители) государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации). Следует отметить, что данные нормы уже предусмотрены в действующей редакции статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации.
В законопроекте предлагается также установить, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы в отношении указанных лиц, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета заработной платы руководителя) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений и предприятий. При этом указанный предельный уровень должен будет определяться в размере, не превышающем размер, который установлен:
для руководителей государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и предприятий - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений и предприятий субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей муниципальных учреждений и предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Полагаем, что существенным недостатком законопроекта является то, что в нем непосредственно не определен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы в отношении данных лиц, вышеуказанных организаций и фондов или критерии (порядок) его определения и среднемесячной заработной платы работников таких организаций. При этом согласно законодательству Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправлениям и так выполняют функции и полномочия учредителя в отношении находящихся в их ведении государственных и муниципальных организаций и фондов, поэтому они вправе регулировать предельные размеры оплаты труда руководителей упомянутых в законопроекте организаций, закрепляя их в учредительных документах соответствующих юридических лиц и реализуя таким образом действующую норму статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 5 статьи 85 и части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда соответственно работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Полагаем, что в законопроекте целесообразно также предусмотреть возможность установления указанного предельного уровня заработной платы в отношении руководителей государственных корпораций, публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. В пояснительной записке к законопроекту каких-либо обоснований для применения указанных исключений в отношении руководителей данных организаций, также использующих государственное и муниципальное имущество, не предусмотрено, что создает необоснованные преимущества для этих лиц по данным вопросам.
В законопроекте также не конкретизируется, какими нормативными правовыми актами (соответственно законом субъекта Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления) должны устанавливаться предельные размеры среднемесячной заработной платы для руководителей, указанных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом в законопроекте по нашему мнению для определения данного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в отношении этих лиц, указанных организаций, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций также требуется конкретизировать перечень источников финансового обеспечения указанных руководителей, включаемых в расчет их среднемесячной заработной платы (часть 2 проектируемой редакции статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нормы законопроекта предусматривают, что без учета данных размеров предельный уровень указанного соотношения заработной платы может быть установлен для данных лиц, вышеуказанных организаций, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Полагаем, что в целях исключения возможных злоупотреблений и применении субъективных подходов при решении данного вопроса в законопроекте необходимо конкретизировать перечень оснований или критериев, когда указанный предельный уровень заработной платы может быть установлен без учета данных предельных размеров заработной платы указанных лиц.
При этом в целом в ситуации, когда в рамках реализации норм части второй проектируемой редакции статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации допускается установление любого соотношения заработной платы руководителей и работников применительно к конкретному государственному и муниципальному предприятию и учреждению, вышеуказанному фонду, по усмотрению его учредителя, целесообразность установления отдельного механизма исключений (часть третья указанной проектируемой статьи) при отсутствии в законопроекте конкретных ограничений указанного соотношения заработной платы, вызывает серьезные сомнения.
Нормами законопроекта предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации новой статьей 277.1, предусматривающей, что информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителя государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения и предприятия размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя указанных фондов, учреждений и предприятий, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полагаем также, что законопроекте целесообразно предусмотреть требования о необходимости размещения указанной информации в отношении руководителей государственных корпораций, публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. В пояснительной записке к законопроекту каких-либо обоснований для применения таких исключений в отношении указанных лиц данных организаций, также использующих государственное и муниципальное имущество, не предусмотрено, что создает необоснованные преимущества для этих лиц по данным вопросам.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.