Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 1010878-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(в части особенностей заключения контрактов, предметом которых является выполнение проектных, изыскательных работ, а также выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1010878-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части особенностей заключения контрактов, предметом которых является выполнение проектных, изыскательных работ, а также выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) новой статьей, устанавливающей особенности заключения контрактов, предметом которых является выполнение проектных, изыскательских работ, а также работ по осуществлению строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Так, законопроектом предусматривается возможность многократного использования проектной документации, результатов инженерных изысканий, являющихся предметом соответствующего контракта, путем включения в контракт условия о согласии подрядчика на передачу технической документации, или проектной документации, или данных содержащихся в ней, или результатов инженерных изысканий третьим лицам, на разглашение заказчиком данных, содержащихся в технической документации, или в проектной документации, или в результатах инженерных изысканий, в целях использования проектной документации (проекта повторного применения) и использования результатов инженерных изысканий для формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, а также согласие подрядчика на многократное применение разработанной им проектной документации в качестве типовой проектной документации (проекта повторного применения) и (или) результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки такой проектной документации.
Необходимо отметить, что затронутая в этой части проблема является крайне актуальной. Введение предлагаемых положений позволит многократно применять ранее разработанную проектную документацию, что в значительной степени сэкономит как временные, так и финансовые затраты при последующем проектировании.
Вместе с тем, по мнению Комитета, к предлагаемой редакции имеется ряд замечаний.
1. В соответствии с условиями контракта предусматривается получение согласия подрядчика. Абзацем вторым пункта 1 статьи 1294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.
Вместе с тем, на практике могут возникнуть случаи, при которых подрядчик может и не быть автором произведения. В таких случаях полученное в рамках контракта согласие подрядчика не будет иметь каких-либо существенных правовых последствий.
Кроме того, представляется необходимым соотнести указанные положения законопроекта со статьей 1298 ГК РФ, определяющей принадлежность исключительных прав на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
При этом Федеральный закон N 44-ФЗ предусматривает необходимость определения лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства с помощью соответствующих конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением контрактов жизненного цикла (часть 16 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, с целью соотнесения положений Федерального закона N 44-ФЗ и ГК РФ следует обсудить вопрос о включении в качестве дополнительного условия контракта запрет на предоставление права подрядчику, осуществившему подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, на участие в реализации своего проекта без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев заключения контрактов жизненного цикла.
3. Представляется необходимым учесть, что в ходе осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства часто возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию. При этом Гражданским кодексом закреплено право на неприкосновенность произведения (статья 1266 ГК РФ).
Учитывая изложенное, представляется необходимым обсудить вопрос о включении в часть 1 проектируемой статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ условия о согласии автора на внесение изменений при повторном использовании разработанной им проектной или рабочей документации.
Кроме того, имеются сомнения в целесообразности обязательности проведения авторского контроля и авторского надзора при использовании типовой проектной или рабочей документации (пункт 2 статьи 1294 ГК РФ).
4. По мнению Комитета, обсуждения также требует вопрос о возможности включения в качестве особенностей заключения контрактов, предметом которых является выполнение проектных работ, необходимости одновременно с проектной документацией разработки рабочей документации, поскольку рабочая документация, на основании которой собственно осуществляется строительство, не входит в состав проектной документации и на практике подготовку такой рабочей документации в ряде случаев приходится выполнять застройщикам. При этом часто возникают ситуации, когда при разработке рабочей документации и конкретизации предусмотренных проектной документацией проектных решений, появляется объективная необходимость внесения изменений в проектную документацию, что влечет за собой дополнительные временные и финансовые затраты.
5. Часть 2 проектируемой статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является выполнение проектных и изыскательских работ, является проектная документация, и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Вместе с тем, необходимо отметить, что экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводятся не во всех случаях. При этом законопроектом не определено, что будет являться результатом выполненной работы по контракту, в случае, если проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнялись в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное замечание относится и к абзацу первому части 3 проектируемой статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный, реконструированный объект, в отношении которого получено заключения органа государственного строительного надзора, с учетом того, что Градостроительным кодексом Российской Федерации определен перечень объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется.
6. Частью 1 проектируемой статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ условие о получения согласия подрядчика на повторное использование проектной документации должно быть включено в контракт, если иное решение не принято заказчиком.
Вместе с тем, не вполне понятно, в каких случаях заказчик должен принимать такие решения, а в каких - нет. Представляется, что отсутствие установленных законом условий или оснований для принятия такого решения может на практике повлечь риск возникновения коррупциогенных факторов.
7. В соответствии с частью 3 проектируемой статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливаются порядок и сроки направления заказчиком документов для получения заключения органов государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, а также для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации.
Предлагаемые законоположения направлены на решение одной из существенных проблем, возникающих на практике - возможностью заказчика злоупотреблять своими правами путем не получения разрешения на ввод уже построенного объекта в эксплуатацию, ввиду чего подрядчик не может получить оплату за фактические выполненные работы и несет бремя содержания построенного объекта.
Вместе с тем, представляется, что указанные положения не в полной мере согласуются с названием проектируемой статьи - "Особенности заключения контрактов, предметом которых является выполнение проектных, изыскательных работ, и контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция объектов капитального строительства", поскольку в данном случае речь идет не о заключении контрактов, а о порядке его реализации.
8. Частью 4 проектируемой законопроектом статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривается, что объем выполненных работ по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком выполнения строительно-монтажных работ, графиком оплаты выполненных по контракту работ, и в соответствии со сметой.
Необходимо отметить, что статьей 743 ГК РФ, в частности, предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
При этом, статья 743 ГК РФ также определяет порядок действий в случае обнаружения в ходе строительства не учтенных в технической документации работ, и в связи с этим необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства.
Вместе с тем, положения части 4 проектируемой статьи 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ однозначно не регламентируют, каким образом должна быть определена стоимость таких не учтенных работ.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.