Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 11 апреля 2016 г. N 179/7
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 644849-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части дополнения перечня видов взаимодействий кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, с заемщиком)
(внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 644849-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Авторы законопроекта в пояснительной записке указывают, что целью внесения изменений является более полное урегулирование взаимодействия между кредитором и лицом, осуществляющим деятельность по возврату задолженности, с одной стороны, и заемщиком (лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа)) с другой стороны. С этой целью законопроект дополняет статью 15 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" запретом на угрозы в адрес заемщика.
Комитет отмечает, что отсутствие в понятийном аппарате финансового законодательства термина "угроза" применительно к взаимоотношениям, возникающим в связи с осуществлением деятельности по возврату задолженности, приведет к неоднозначной, не основанной на законе, расширительной трактовке совершаемых взыскателем действий. Остается неясной возможность отнесения направляемой заемщику информации, в том числе о подаче в суд иска о взыскании просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа), к разряду угроз.
Проектируемые законопроектом недостаточно четкие нормы в совокупности с введение новой статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), предусматривающей ответственность за нарушение порядка взаимодействия кредитора или лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, с заемщиком, может привести к произвольным решениям, принимаемым на основании личного суждения правоприменителя.
Комитет также отмечает, что в КоАП уже существует норма, охватывающая своей диспозицией неправомерные действия кредитора или его представителя и позволяющая привлекать таких лиц к административной ответственности за совершение неправомерных действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа) (статья 14.57 КоАП РФ). В данной связи введение новой статьи Кодекса, предусматривающей ответственность за нарушение порядка взаимодействия с должником, видится избыточной.
Также следует учесть наличие целого ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации, где в качестве самостоятельного, факультативного или квалифицирующего признака указано наличие угроз в адрес потерпевшего, которым может быть должник (статьи 110, 119, 163, 179 Кодекса).
Комитет отмечает, что лингво-стилистическая конструкция проектируемой части 4 статьи 15 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" фактически запрещает кредитору, а также лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности, осуществлять юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, что не соответствует концепции законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет считает нецелесообразным принятие проекта федерального закона N 644849-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.