Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 644849-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленный законопроект, по которому является соисполнителем, в части предлагаемых изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон N 353-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях дополнительного регулирования отношений, возникающих во внесудебном порядке между кредиторами и заемщиками при предоставлении физическим лицам потребительского кредита.
Для реализации указанных целей субъектом права законодательной инициативы также предусмотрено дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 15.26.3, устанавливающей административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для физических и юридических лиц за нарушение законодательства о потребительском кредите (займе).
Актуальность законопроекта по мнению субъекта законодательной инициативы обусловлена необходимостью оптимизации взаимодействия между кредиторами и заемщиками в сфере потребительского кредитования.
Представляется, что данный проект федерального закона содержит ряд нововведений, которые хотя и требуют дополнительной аргументации, могут послужить основанием для совершенствования сферы потребительского кредитования. В этой связи, по мнению Комитета, концепция законопроекта в целом заслуживает внимания.
Комитет, разделяя озабоченность субъекта права законодательной инициативы, вместе с тем считает необходимым подчеркнуть следующее.
Представленный законопроект предусматривает внесение изменений в статью 15 Федерального закона N 353-ФЗ - в части более подробной регламентации внесудебного порядка взаимодействия между кредитором и заемщиком. В частности - это предложения о дополнении части 4 статьи 15 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" указанием на виды причиняемого вреда (предлагается распространить запрет на совершение действий, причиняющих вред здоровью, физическому, психическому, духовному благополучию), расширение временного промежутка, в течение которого запрещено осуществлять телефонные звонки и отправку текстовых сообщений (в рабочие дни с 21 до 10 часов по местному времени и в выходные и праздничные дни - с 18 до 12 часов по местному времени), возложение обязанности на кредитора хранить информацию о телефонных переговорах, почтовых отправлениях, телеграфных, текстовых, голосовых и иных сообщениях.
При этом в обоснование предлагаемого расширения временного промежутка, в течение которого запрещено осуществлять телефонные звонки и отправку текстовых сообщений, серьезных доводов не приводится. Между тем действующая редакция пункта 2 части 3 Федерального закона N 353-ФЗ содержит сходные нормы, регламентирующие время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения судебными приставами (статья 35 Федерального закона от 07 октября 2007 года "Об исполнительном производстве").
Законопроектом также предлагается дополнить положения части 5 статьи 15 Федерального закона N 353-ФЗ обязанностью сообщать реквизиты договора, на основании которого производится взыскание. Данная обязанность возлагается на лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности.
Учитывая современную тенденцию к увеличению случаев передачи на аутсорсинг просроченных долгов и в целях повышения эффективности коллектинга, актуализируется необходимость изучения вопроса об установлении особой процедуры и специальных требований к участникам рынка коллекторских услуг, де-факто существующего вне правового пространства. В этой связи возникает потребность развития правовых институтов, которые позволяли бы серьезным образом влиять на урегулирование отношений между участниками гражданского оборота, возникших в связи с неисполнением денежных обязательств. Необходимость в цивилизованном разрешении спорных аспектов между кредиторами и заемщиками, в том числе и с участием субъектов так называемой коллекторской деятельности, представляется очевидной.
Положения статьи 2 законопроекта не отвечают правилам юридической техники, а предлагаемое установление административной ответственности штрафа представляется не в полной мере обоснованным.
В пояснительной записке к законопроекту отсутствует правовая аргументация и обоснование необходимости введения дополнительного состава административного правонарушения в указанной сфере.
Также не содержится сведений о недостаточности мер ответственности, установленных Федеральным законом N 359-ФЗ и Кодексом, а также правовой аргументации и данных, свидетельствующих о необходимости введения нового состава административного правонарушения в указанной сфере.
В связи с изложенным, введение проектной статьей 15.26.3 Кодекса нового состава правонарушения, предусматривающего административную ответственность за совершение кредитором и (или) юридическим лицом, с которым кредитор заключил агентский договор, юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), порядка взаимодействия кредитора или лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности и заемщика, приведет к конкуренции норм с действующей редакцией статьи 14.57 Кодекса, регламентирующей вопросы, связанные именно с административными правонарушениями в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Тем самым представляется, что проектная норма новой статьи 15.26.3 "Нарушение законодательства о потребительском кредите (займе)" Кодекса не является предметом правового регулирования главы 15 Кодекса, (регламентирующей административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг), поскольку объектом административного правонарушения, предлагаемого законопроектом, являются общественные отношения в сфере кредитования потребителей (глава 14 Кодекса).
Предлагаемый законопроектом новый состав административного правонарушения может квалифицироваться также по другим статьям Кодекса и даже в отдельных случаях в рамках уголовного законодательства (например: 19.1 Кодекса, 119, 159, 163, 330 УК РФ и др.).
Следует отметить, что новая статья 15.26.3 Кодекса в редакции законопроекта устанавливает административную ответственность граждан и юридических лиц и не предусматривает аналогичную ответственность должностных лиц.
Согласно законопроекту размер административного штрафа ниже, чем в действующей статье 14.57 Кодекса.
Статья 14.57 Кодекса, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о потребительском кредите (займе) при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа), введена лишь 2013 году. В этой связи, по нашему мнению, оснований полагать о неэффективности действующих положений статьи 14.57 Кодекса не имеется.
Обращаем внимание, что принятие законопроекта в представленной редакции приведет к неоднозначному толкованию и неопределенности его применения в дальнейшем.
Исходя из изложенного, Комитет не поддерживает представленный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета "04" декабря 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.