Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. N Пр-1817ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 г.
Целью законопроекта является формирование единого туристического пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, сохранение, восстановление и развитие курортов, в том числе курортной инфраструктуры, путем проведения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) в Республике Крым, Алтайском крае. Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъект, субъекты, эксперимент).
В ходе эксперимента предполагается с учетом особенностей курортной и туристкой сфер в основных российских курортах апробировать различные механизмы курортного сбора. По итогам эксперимента будет принято решение распространить лучший опыт для применения на всей территории Российской Федерации, либо отказаться от его внедрения.
Законопроектом определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, необходимые для его реализации.
Размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, порядок информирования о результатах эксперимента законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о достижении показателей эффективности и перечня построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Размер курортного сбора не может составлять более ста рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения и может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Справочно: Предлагаемая ставка курортного сбора соответствует международному опыту установления ставок сборов за пользование туристической и (или) курортной инфраструктурой.
Анализ имеющихся данных по уровню цен на туристические услуги курортов Хорватии (150 евро), Словакии (175 евро), Белоруссии (210 евро), Австрии (320 евро), Болгарии (340 евро), Венгрии (400 евро) и Чехии (400 евро) показал, что примерная стоимость отдыха (в расчете на 1 неделю) ключевых конкурентов сопоставима с российским аналогом. Стоимость отдыха в санаториях Кавказских Минеральных Вод составляет 10-20 тыс. рублей или 135-270 евро.
При этом необходимо отметить, что во всех перечисленных странах законодательно закреплено взимание курортного сбора, размер которого варьируется от 0,6 до 3 евро за сутки в случае фиксированной ставки.
Законопроектом определены льготные категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые освобождаются от уплаты курортного сбора. Не являются плательщиками граждане, проживающие на территории эксперимента.
С учетом требований Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, законопроектом предусмотрено, что Правительством Российской Федерации будет установлен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента, а также определены критерии эффективности проведения эксперимента, утверждены порядки реализации различных этапов эксперимента.
В соответствии с законопроектом со стороны субъектов Российской Федерации также должен быть определен орган власти, ответственный за реализацию эксперимента.
В законопроекте дается определение Фонда развития курортной инфраструктуры (часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры).
Под курортной инфраструктурой в рамках законопроекта понимается совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, расположенных на территории эксперимента.
Бюджетные ассигнования Фонда могут быть направлены исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.
Кроме того бюджетные ассигнования Фонда могут быть направлены в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, включенных в территорию эксперимента, в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, в объеме, не превышающем прогнозируемый объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории соответствующих муниципальных образований, включенных в территорию эксперимента.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений органов местного самоуправления формирует перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда.
Согласно законопроекту обязанность по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора возлагается на оператора курортного сбора - юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физические лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, поставленное в указанном качестве на учет в налоговом органе.
Контроль за исполнением плательщиками и операторами курортного сбора возложенных на них обязанностей, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитываются исходя из общего туристического потока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом 5% ежегодного роста), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), ставки курортного сбора 50 рублей за сутки.
Предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 года по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд. рублей, в Краснодарском крае - 8,3 млрд. рублей, в Республике Крым - 16,4 млрд. рублей, (при ставке в 50 рублей).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
Реализация Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением данного эксперимента, будет осуществляться за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Минкавказом России направлены запросы в субъекты Российской Федерации о возможности реализации эксперимента при условии сохранения текущей штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках установленных бюджетных ассигнований, а также о предполагаемой оценке расходов бюджета субъекта Российской Федерации на администрирование платы за пользование курортной инфраструктурой.
Советом министров Республики Крым представлена информация о том, что в рамках реализации законопроекта выделение дополнительных ассигнований из бюджета Республики Крым на проведение эксперимента не потребуется, необходимость увеличения штатной численности работников органов государственной власти Республики Крым отсутствует.
По информации администрации Краснодарского края и правительства Ставропольского края в настоящее время не представляется возможным определить необходимость увеличения штатной численности органов государственной власти и оценить расходы на администрирование вышеуказанной платы в связи с отсутствием механизма взимания и порядка администрирования платы за пользование курортной инфраструктурой.
По сообщению администрации Алтайского края реализация эксперимента при сохранении текущей штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках установленных бюджетных ассигнований возможна при условии закрепления в законопроекте положения о возможности использования на административно-управленческие нужды организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, не более 10% от суммы средств, поступивших в фонд за календарный год.
Согласно законопроекту указанный фонд является составной частью бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем создание организации, осуществляющей его формирование, не предусмотрено.
Законы субъектов Российской Федерации, связанные с реализацией проекта федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", должны быть опубликованы не позднее 1 ноября 2017 г.
Законопроектом предусмотрено, что размер курортного сбора устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не должен составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения.
Указанное предельное значение установлено по результатам обсуждения вопросов, связанных с введением курортного сбора, на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 г.
По отношению к минимальному годовому размеру оплаты труда в Российской Федерации, который с 1 июля 2017 г. должен составить 7800 руб. в месяц (в соответствии с проектом федерального закона N 15469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"), затраты на уплату курортного сбора при предельной ставке в 100 рублей к годовому размеру оплаты труда составят 0,7%, 1,4% и 2,2% при длительности пребывания на территории эксперимента соответственно 7, 14 и 21 день.
По отношению к среднесуточной стоимости пребывания доля затрат на уплату курортного сбора в зависимости от ставки курортного сбора (50 или 100 руб.) и от субъекта Российской Федерации будет составлять в санаториях - от 1,7% до 3,5% и от 2,8% до 4,5% - в иных коллективных средствах размещения.
При этом законопроектом предусмотрены льготные категории граждан, освобожденные от уплаты курортного сбора.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
Принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
Принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев отбора муниципальных образований для участия в эксперименте по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, а также общих требований к содержанию ежегодных отчетов о ходе эксперимента и заключений о результатах эксперимента, порядка и сроков их представления"
Срок подготовки - не позднее 60 дней со дня вступления в силу федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".
Головной исполнитель - Минкавказ России.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении показателей эффективности проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".
Срок подготовки - не позднее 60 дней со дня вступления в силу федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".
Головной исполнитель - Минкавказ России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.