Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 892161-6 "О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения положений о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушении требований безопасности при строительстве)
внесен депутатом Государственной Думы А.Ю. Русских
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 892161-6 "О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушении требований безопасности при строительстве), внесенный депутатом Государственной Думы А.Ю. Русских (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" были внесены изменения, направленные на совершенствование системы саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В частности, указанным Федеральным законом введено положение о том, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами такой саморегулируемой организации, вправе обратиться в Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (часть 8 статьи 55.16 Кодекса).
Вместе с тем, в настоящее время Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не определяет, что саморегулируемая организация, которой в соответствии с частью 8 статьи 55.16 Кодекса Национальным объединением саморегулируемых организаций перечислены средства компенсационного фонда, должна нести ответственность в порядке регресса перед лицом (собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик), который возместил в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
Аналогичным образом не установлена солидарная ответственность такой саморегулируемой организации в случае необходимости возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, его части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома (часть 11 статьи 60 Кодекса).
Законопроект направлен на устранение данных неточностей и сохранение преемственности ответственности саморегулируемых организаций при приёме в члены индивидуального предпринимателя или юридического лица, ранее являвшихся членами саморегулируемой организации, исключённой из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, представляется необходимым уточнить, что в случае перечисления части средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации в пользу новой саморегулируемой организации указанная саморегулируемая организация может нести ответственность за действия своего нового члена лишь в пределах перечисленной суммы средств, поскольку иное являлось бы нарушением прав и законных интересов иных членов саморегулируемой организации, учитывая, что факт причинения вреда наступил до того, как такие индивидуальный предприниматель или юридическое лицо стали членами новой саморегулируемой организации.
Комитет также отмечает, что фактически на саморегулируемую организацию в пределах указанных средств возлагается ответственность за действия члена саморегулируемой организации, которые были совершены до вступления в такую организацию. Вместе с тем, перечень оснований для отказа в приемы члены саморегулируемой организации в настоящее время является исчерпывающим. В связи с этим представляется целесообразным расширить данный перечень оснований в отношении таких лиц.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 892161-6 "О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушении требований безопасности при строительстве), внесенный депутатом Государственной Думы А.Ю. Русских, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.