Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 911751-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения права выбора образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
(внесен депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, С.П. Обуховым, В.П. Пешковым, Н.И. Васильевым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 91151-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения права выбора образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, С.П. Обуховым, В.П. Пешковым, Н.И. Васильевым, и отмечает следующее.
В пояснительной записке к законопроекту авторы утверждают, что в субъектах Российской Федерации получила широкое распространение практика, когда несовершеннолетним обучающимся коррекционных образовательных организаций предлагается получать образование в инклюзивное форме в общеобразовательных организациях. На практике это приводит к ликвидации учреждений коррекционного образования. Поэтому авторы предлагают установить право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выбирать, как должно быть организовано их образование: совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) или в специальных классах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 22 и 79 действующего Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части установления запрета ликвидации организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также о возможности ликвидации или реорганизации организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам только с согласия общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся.
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 11 статьи 22 Федерального закона, Федеральным законом N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
В состав указанных комиссий, помимо представителей государственных органов, включаются представители общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. При этом ограничений на включение в комиссию представителей общего собрания родителей законодательно не установлено.
Таким образом, правоотношения по вопросу ликвидации или реорганизации образовательных организаций с участием представителей общественности и иных представителей уже урегулированы положениями действующего Федерального закона.
Более того, согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обеспечивает перевод несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24.06.1999"
Также необходимо отметить, что по вопросу внесения изменений в Федеральный закон в части закрепления для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья права выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и получения образования с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии указанные положения уже закреплены в действующей редакции Федерального закона (пункт 16 статьи 2, часть 5 статьи 42, пункт 1 части 3 статьи 44, статья 79).
При этом в соответствии с Федеральным законом деятельность психолого-медико-педагогической комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082. Согласно этому Положению заключение психолого-медико-педагогической комиссии по результатам обследования уже должно содержать рекомендации по созданию специальных условий для получения образования. Поэтому внесение поправок в Федеральный закон в этой части также является избыточным.
В отзывах субъектов Российской Федерации также отмечается, что действующие в настоящее время нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона, регламентирующие вопросы проведения процедур реорганизации и ликвидации образовательных организаций различных типов, устанавливают реальные правовые механизмы проведения этих процессов и обеспечивают соблюдение прав обучающихся.
Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает проект рассматриваемого федерального закона, указывая, что вопросы предоставления права на выбор образовательной организации, формы получения образования и на предоставление необходимых условий для обучения действующим Федеральным законом урегулированы.
Правовое управление усматривает необходимость редакционной доработки законопроекта, отмечая несоответствие заявленного наименования законопроекта с изложенным в нем содержанием.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный проект.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.