Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 177929-7 "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В целях обеспечения гарантий равноправия сторон в правосудии проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1. Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предлагается сокращение сроков ответа на адвокатский запрос с тридцати дней до пятнадцати дней.
Согласно законодательству адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Срок ответа на адвокатский запрос до тридцати дней с возможным продлением еще на тридцать дней.
На настоящий день принцип равноправия сторон при сборе доказательств нарушается. Для отдельных сторон законодательством установлены сокращенные сроки для ответов на запросы и обращения:
1) часть 2 статьи 7 (обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета) Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации":
требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок; пояснительная
2) части 1 и 2 статьи 6 (обязательность исполнения требований прокурора) Федерального закона 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":
требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки;
3) Часть 4 статьи 13 (права полиции) Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции":
требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 23, 24, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Стоит отметить, что даже лица, не участвующие в уголовном и гражданском процессах, обладают большими правами при направлении запроса:
1) статья 40 (отказ и отсрочка в предоставлении информации) Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации":
отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке пояснительная
вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.
2) часть 3 статьи 13 (парламентский запрос) Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации":
должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.
Существующий тридцатидневный срок предоставления ответа на адвокатский запрос с возможным продлением еще на тридцать дней делает его бессмысленным и исключает его особенность, ведь статья 12 (сроки рассмотрения письменного обращения) Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает аналогичные сроки для рассмотрения обращения гражданина.
Вместе с этим, стоит учитывать ограниченные процессуальные сроки в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексах, при которых очень трудно оказывать квалифицированную юридическую помощь при сроках ответа на адвокатский запрос от тридцати дней до шестидесяти.
Предлагаемые изменения направлены на повышение качества оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу иных нормативных правовых актов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.