Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона N 357089-6 "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Законопроект внесен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и предусматривает возможность оказания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях и формирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом плотности населения и особенностей его расселения в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией статьи 33 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Комитет отмечает, что в соответствии со статьей 38 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (документ утратил силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ) первичная медико-санитарная помощь населению могла оказываться до 1 января 2012 года как в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, так и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечает в пояснительной записке к законопроекту, что в связи с принятыми изменениями законодательства, для многих граждан, проживающих в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах, стационарная медицинская помощь стала недоступной. По мнению Комитета, нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья.
Средняя плотность населения в России составляет восемь человек на 1 кв. км., но во многих субъектах Российской Федерации данный показатель значительно ниже. Есть российские территории, где плотность населения ниже четырех человек на кв. км, например, в республиках Саха (Якутия), Карелия и Коми, Мурманской и Сахалинской областях и др. В Камчатском крае данный показатель составляет 0,7 человека на кв. км, Магаданской области - 0,3, а на Чукотке - 0,07.
Особое значение, по мнению Минздрава России, приобретает развитие выездных форм работы в связи с введением широкомасштабной диспансеризации населения и проведением профилактических осмотров, оказываемых по месту жительства или месту работы гражданина. Но в труднодоступных регионах, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где на многие километры работает только один фельдшер, это не позволяет в настоящее время обеспечивать регулярное выполнение всех необходимых медицинских программ. Стратегической задачей развития здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи жителю каждого населённого пункта страны. Но такие показатели, как плотность размещения железных дорог, удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием показывают, что в 21 регионе страны отмечается чрезвычайно низкая освоенность территории. Таким образом, внедрение и развитие выездных форм работы крайне затруднено.
Учитывая, что четверть территории страны имеет низкую освоенность, Комитет считает, что для обеспечения равнодоступности качественной и специализированной медицинской помощи для всех граждан, независимо от места их проживания, необходимо поддержать предложения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по возможности оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Также Комитет отмечает, что первичная медико-санитарная помощь в стационарных условиях должна оказываться не только в северных регионах, но и на всех труднодоступных территориях субъектов Российской Федерации.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предлагает внести изменение и в статью 81 Закона в части дополнения критериев по формированию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Законопроектом предлагается при формировании территориальных программ дополнительно учитывать не только климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, но и плотность населения и особенности его расселения в конкретном субъекте Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" установлено, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушеров) в полном объеме. Этим же приказом предусмотрено в особых случаях для оказания медицинской помощи больным, нуждающимся в стационарном лечении, но не направленным для оказания стационарной медицинской помощи в медицинскую организацию, может организовываться стационар на дому при условии, что состояние здоровья больного и его домашние условия позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому. Приказом определено, что при организации стационара на дому осуществляется ежедневное наблюдение больного врачом-специалистом и медицинской сестрой, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии, различных процедур, а также консультации врачей-специалистов по профилю заболевания. В условиях малонаселенности и труднодоступности населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не всегда возможно организовать стационар на дому.
С учетом вышеизложенного, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 357089-6 "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Заключение на проект федерального закона N 357089-6 "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) утверждено на заседании Комитета (Решение N 44/2 от 11 декабря 2013 года).
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.