Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности)",
внесенному Советом народных депутатов Кемеровской области, членами Совета Федерации С.В. Шатировым, В.И. Долгих, А.Н. Лавриком, депутатами Государственной Думы Б.В. Михалевым, А.И. Фокиным, Н.В. Герасимовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В новой статье 15.1 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон) полагаемым необходимым раскрыть, что следует понимать под "проверкой работников", какие действия во время указанной проверки будет совершать формируемая "служба контроля", в каком порядке указанная проверка должна осуществляться. Замечание аналогичного характера касается и "организации рейдов".
Кроме того, полагаем, что служба контроля, которая вправе осуществлять дополнительные меры по выявлению лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в целях недопущения злоупотребления правом со стороны работодателя должна формироваться не только из числа представителей работодателя, но и из числа представителей работников (см., например, нормы абзаца шестого части второй статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации - далее Кодекс).
В согласовании с нормами Кодекса нуждаются нормы новой статьи 16.3 Федерального закона в части установки на объектах, на которых ведутся горные работы, оборудования для фиксации возможных нарушений дисциплины труда.
Также необходимо пояснить, в чем будет выражаться "стимулирование" безопасного ведения работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Распространение норм главы 51.1 Кодекса "Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах" на работников, занятых на открытых горных работах, по нашему мнению, нуждается в дополнительном обосновании, так как положения указанной главы Кодекса устанавливают особенности регулирования трудовых отношений с работниками, занятыми именно на подземных работах, поскольку трудовая деятельность на подземных работах, в отличие от открытых горных работ, связана с повышенными напряженными характеристиками, неустранимыми неблагоприятными производственными факторами и высоким уровнем профессионального риска, что и явилось необходимостью регулирования .
Внесение изменений в статью 330.2 Кодекса, согласно которым "к лицам, принимаемым на подземные работы в качестве руководителей или специалистов, законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по образованию и стажу на подземных работах", по нашему мнению, нуждается в согласовании с частью первой указанной статьи, согласно которой "лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов".
Проектом устанавливается, что общественный контроль в области промышленной безопасности осуществляется с соблюдением ограничений, установленных федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (статья 3 проекта). Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учётом пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", согласно которому принятие нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля не допускается.
Используемое в проекте понятие "эксплуатант" (статья 6 проекта) нуждается в уточнении с учётом используемого в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" термина "исполнитель".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.