Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
на проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности)" (далее - законопроект), внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области, членами Совета Федерации С.В.Шатировым, В.И. Долгих, А.Н. Лавриком, депутатами Государственной Думы Б.В. Михалевым, А.И. Фокиным, Н.В. Герасимовой и отмечает:
Вопросы обеспечения безопасности в угольных шахтах в настоящее время имеют особую актуальность, поскольку увеличение доли подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях, является одним из факторов повышения производственного травматизма на предприятиях отрасли.
В целях совершенствования законодательного регулирования промышленной безопасности в угольной промышленности законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также в федеральные законы "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", "О техническом регулировании", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Данными изменениями предлагается закрепить возможность подключения пользователей недр, ведущих подземные горные работы, к единой системе геодинамического и сейсмического контроля горных ударов в районе шахтных полей, наделить федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности полномочием утверждать руководства по безопасности, содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению. Также предлагается ввести ответственность за неправомерный отказ от осуществления авторского надзора в процессе строительства, реконструкции опасного производственного объекта.
Кроме того, законопроектом предусматривается осуществление общественного контроля в области промышленной безопасности, что, по мнению авторов законопроекта, будет способствовать повышению прозрачности действий контрольно-надзорных органов, снижению рисков аварийности и смертельного травматизма при ведении работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), а также на иных опасных производственных объектах.
Комитет полагает, что законопроект будет способствовать повышению уровня безопасности производства работ и охраны труда в организациях угольной промышленности, а также повышению эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности.
При этом Комитет считает, что ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения и доработки:
1. Статьей 1 законопроекта предлагается, как утверждают его авторы, закрепить возможность подключения пользователей недр, ведущих подземные горные работы, к единой системе геодинамического и сейсмического контроля горных ударов в районе шахтных полей. Между тем, в тексте законопроекта такая "возможность" сформулирована как обязанность. Данная новация в целом может оцениваться положительно, но при этом не раскрывается понятие и порядок создания данной системы. Кроме того, создание системы может потребовать расходов из федерального бюджета.
2. Пунктом 2 статьи 2 законопроекта Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" предлагается дополнить новой статьей 15.1, которая содержит меры, направленные на выявление на объектах, где ведутся горные работы, лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения.
Вместе с тем абзацем четвертым статьи 330.3 ТК РФ уже предусмотрено проведение медицинских осмотров в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) для выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работников, занятых на подземных работах, проводимых на объектах, отнесенных к взрывопожароопасным производственным объектам.
3. Пунктом 1 статьи 4 законопроекта предлагается установить ответственность организаций, разработавших соответствующую документацию, за отказ от осуществления авторского надзора в процессе строительства, реконструкции опасного производственного объекта.
Необходимо отметить, что осуществление авторского надзора, согласно статье 1294 Гражданского Кодекса Российской Федерации, является правом авторов проекта или разработчиков проектной документации, а не обязанностью, в связи с чем отказ от осуществления авторского надзора является реализацией указанного права, а не противоправным деянием, влекущим административную ответственность.
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предлагается дополнить статьей 16.2, которая регламентирует организацию общественного контроля и деятельность общественных инспекторов в области промышленной безопасности.
Обращаем внимание, что данные изменения требуют согласования со статьями 4, 6 и 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", согласно которым общественный контроль осуществляется в соответствии с принципом независимости субъектов общественного контроля от органов исполнительной власти, а также не должен приводить к конфликту интересов.
5. Также законопроектом устанавливается ответственность эксплуатантов за нарушения требований технических регламентов путем внесения изменений в статью 14.43 КоАП и в статью 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Вместе с тем в законопроекте не раскрывается определение понятия "эксплуатант".
В законодательстве Российской Федерации уже содержится понятие "эксплуатант". В соответствии с частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
С учетом изложенного полагаем, что пункт 2 статьи 4 и статья 6 законопроекта требуют уточнения в части введения соответствующего понятия.
6. Пунктом 2 статьи 5 законопроекта предлагается внести изменения в статью 330.2 ТК РФ, дополнив ее частью третьей, которой предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных квалификационных требований к руководителям и специалистам, принимаемым на подземные работы.
В соответствии с частью 1 статьи 330.2 ТК РФ лица, принимаемые на подземные работы должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
При этом согласно статье 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем данный вопрос требует дополнительного обсуждения.
Комитет считает, что данные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности)" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.