Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности)
(утв. Решением Комитета ГД по энергетике от 16 марта 2016 г. N 3.25-5/122)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Советом народных депутатов Кемеровской области, членами Совета Федерации С.В. Шатировым, В.И. Долгих, А.Н. Лавриком, депутатами Государственной Думы Б.В. Михалевым, А.И. Фокиным, и в части вопросов ведения Комитета сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства, регулирующего вопросы промышленной безопасности и охраны труда и повышения уровня безопасности производства работ в организациях угольной промышленности, а также эффективности осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности.
В связи с этим законопроектом предлагается внесение ряд изменений в восемь действующих законодательных актов. В том числе, в статье 1 законопроекта предлагается статью 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" дополнить требованием подключения пользователей недр, ведущих подземные горные работы, к единой системе геодинамического и сейсмического контроля горных ударов в районе шахтных полей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Комитет обращает внимание, что организация указанной единой системы геодинамического и сейсмического контроля горных ударов потребует значительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Статьей 2 законопроекта предусмотрены изменения и дополнения Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее Федеральный закон N 81-ФЗ), направленные на дополнения правил и условий безопасного ведения горных работ федеральными нормами и правилами, устанавливаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 1 статьи 14); выявление на объектах ведения горных работ лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения (новая статья 15.1), а также на осуществления профилактических мер обеспечения безопасности ведения горных работ (новая статья 16.3).
Комитет поддерживает целесообразность учета приведенных дополнительных мер обеспечения безопасности ведения горных работ и охраны труда.
Кроме того внесены дополнения в статью 16.1 Федерального закона N 81-ФЗ в части определения целей и назначения единой системы управления промышленной безопасностью и охраной труда.
При этом, по мнению Комитета, нуждается в уточнение текст в законопроекте "Единые системы управления промышленной безопасностью и охраной труда обеспечивают ... оперативный контроль и управление технологическими и производственными процессами ..." и его соответствие пункту 22 главы 3 Приказа Ростехнадзора от 19 ноября 2013 N 550, согласно которому многофункциональная система безопасности должна обеспечивать ... оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам.
В статье 3 законопроекта предусмотрено дополнение Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" новой статьей 16.2 об организации общественного контроля в области промышленной безопасности. Подтверждая важность и актуальность независимого общественного контроля в области промышленной безопасности при ведении горных работ, в тоже время Комитет обращает особое внимание на необходимость тщательного отбора участников проведения данного мероприятия и проработку профилактических мер по обеспечению их безопасности в ходе проведения контроля.
В статье 4 законопроекта, дополняющей статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 6, согласно которой наказывается штрафом неправомерный отказ от осуществления авторского надзора в процессе строительства и реконструкции опасного производственного объекта организацией, которая разработала соответствующую документацию, необходимо дополнить последствиями, которые при этом могут возникнуть.
В статье 5 законопроекта внесены изменения, в частности, в статью 330.2 Трудового кодекса Российской Федерации, касающиеся возможности установления в рамках закона субъекта Российской Федерации дополнительных требований по образованию и стажу на подземных работах к лицам, принимаемым на подземные работы в качестве руководителей или специалистов.
По мнению. Комитета указанные требования являются избыточными, поскольку согласно части первой указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, принимаемые на подземные работы должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В статьях 6-8 законопроекта внесены в целом поддерживаемые Комитетом изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части привлечения юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) и вопросов переоформления лицензий без проведения выездных проверок в отношении лицензиатов и др.
Комитет отмечает актуальность и важность законопроекта, учитывая, что практически во всех случаях государственные комиссии, расследовавшие причины крупных аварий и несчастных случаев на угольных шахтах, отмечали низкий уровень производственного контроля за выполнением требований промышленной безопасности.
В части вопросов своего ведения, Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на усовершенствование системы регулирования промышленной безопасности и охраны труда, повышение уровня безопасности производства работ в организациях угольной промышленности, а также эффективности осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности) в первом чтении при условии его доработки с учетом замечаний, изложенных в заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.