Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов, направленные на повышение уровня безопасности и охраны труда и совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности.
Предусмотренные статьей 1 законопроекта изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" в части обязательного подключения пользователей недр, ведущих подземные горные работы, к единой системе геодинамического и сейсмического контроля горных ударов в районе шахтных полей не могут быть поддержаны в связи с тем, что не все пользователи недр ведут работы в удароопасных зонах, указанная система не создана, ее понятие и функции законодательно не закреплены. Создание такой системы потребует значительных финансовых средств, в том числе из федерального бюджета.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за неправомерный отказ от осуществления авторского надзора в процессе строительства, реконструкции опасного производственного объекта организацией, разработавшей соответствующую проектную документацию. Целесообразность данных изменений и размер предлагаемых административных взысканий не обоснованы, поскольку не определены неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в случае отказа от авторского надзора, а также степень их влияния на уровень безопасности и состояние охраны труда.
Законопроект предусматривает внесение взаимосвязанных изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности эксплуатантов за нарушения требований технических регламентов. Вместе с тем понятие "эксплуатант" не содержится в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В связи с этим проблема отсутствия в законодательстве Российской Федерации ответственности за нарушения требований технических регламентов на стадии эксплуатации может быть решена путем внесения изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании", раскрывающего понятие "исполнитель" для целей законодательства о техническом регулировании.
Наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных квалификационных требований к руководителям и специалистам, принимаемым на подземные работы, представляется необоснованным и избыточным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 330.2 Трудового кодекса Российской Федерации лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Положения законопроекта по вопросам организации общественного контроля в области промышленной безопасности требуют уточнения в части введения соответствующих определений, установления статуса такого контроля и процедуры допуска лиц на опасные производственные объекты.
Нормы, направленные на исключение возможности участия представителя саморегулируемой организации при проведении плановой (внеплановой) проверки членов саморегулируемой организации, представляются необоснованными. Также следует отметить необоснованность срока "до 1 октября календарного года, предшествующего календарному году проведения плановой проверки в отношении лицензиата", установленного статьей 8 законопроекта.
В законопроекте содержится значительное количество положений, дублирующих требования иных законодательных актов или вступающих в противоречие с ними (пункты 1, 2 и 4 статьи 2, пункт 2 статьи 3, пункт 2 статьи 5).
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний, изложенных в заключении.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 февраля 2016 г. N 1157п-П9 "Заключение на проект федерального закона N 759732-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу членами Совета Федерации С.В. Шатировым, В.И. Долгих и А.Н. Лавриком, депутатами Государственной Думы Б.В. Михалевым и А.И. Фокиным"
Текст письма официально опубликован не был