Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предлагается ограничить срок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) одним сроком на пять лет.
Законопроект направлен на приведение Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 9 июля 2002 года N 12-П.
Так, в указанном Постановлении отмечается, что субъекты Российской Федерации при образовании ими органов государственной власти и установлении порядка их формирования и функционирования обязаны обеспечить соблюдение основ конституционного строя Российской Федерации как общих для Российской Федерации и ее субъектов конституционных ценностей и правовых императивов. Конституционный Суд РФ также указал, что для определения количества (числа) сроков легислатуры главы субъекта РФ ориентирующей является норма части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, согласно которой одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд.
Важно отметить, что делая акцент на ориентирующем характере данной конституционной нормы, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на то, что в решении вопросов о количестве сроков легислатуры Президента России и главы субъекта России не может быть тождества. В такой ситуации очевидно, что положение законодательства, относящееся к количеству сроков легислатуры главы субъекта России, не должно точно повторять данную конституционную норму, а лишь ориентироваться на нее.
Очевидно, что объективной основой такой позиции служит различие в масштабах задач, решаемых Президентом России (федеральный уровень) и высшим должностным лицом субъекта России (региональный уровень).
Значительно меньший масштаб задач, решаемых главой субъекта Российской Федерации, обуславливает не только более краткий срок его полномочий - пять лет, но и меньшее количество таких сроков. По всей вероятности срок замещения должности высшим должностным лицом субъекта России должен быть меньше по сравнению со сроком, предусмотренным конституционной нормой для Президента России (два срока подряд). Соответственно, руководитель субъекта Российской Федерации должен замещать должность лишь один срок.
При этом законопроектом устанавливается, что гражданин, замещавший должность высшего должностного лица субъекта России, может снова повторно занять эту должность с согласия Президента Российской Федерации или после перерыва, равного хотя бы одному сроку легислатуры.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросу полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросу полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросу полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросу полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.