Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 979205-6 О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части ограничения на занятие должности главы местной администрации по контракту, заместителя главы местной администрации)",
внесенному депутатом Государственной Думы В.Г. Соловьевым
(утв. решением Комитета от 12 января 2016 г. N 141/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 февраля 2016 года (протокол N 285, пункт 72) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 979205-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается дополнить статью 13 Федерального закона от 2 марта 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" новой нормой, согласно которой гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, на должность заместителя главы местной администрации, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту, заместителя главы местной администрации в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с лицом, участвующим в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность. По мнению автора, проект федерального закона направлен на совершенствование мер по предотвращению возникновения конфликтов интересов.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (статья 10) понимается ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом указанная заинтересованность должна носить именно личный характер: возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) как самим лицом, так и его близкими родственниками.
Понятие конфликта интересов, используемое в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", предполагает сущностную оценку той или иной ситуации как на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности, так и на возможность влияния такой заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей конкретным должностным лицом. Факт осуществления предпринимательской деятельности (участия в управлении хозяйственным обществом или иной коммерческой организации) родственником главы местной администрации, его заместителя, муниципального служащего не образует юридического состава конфликта интересов в том смысле, как он понимается в законодательстве о противодействии коррупции. Более того, конфликт интересов не может возникнуть, если родственники указанных лиц осуществляют предпринимательскую деятельность (участвуют в управлении хозяйственным обществом или иной коммерческой организации) вне пределов территориальных границ муниципального образования.
Кроме того, часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации провозглашает и юридически гарантирует, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, Комитет полагает, что введение предлагаемой нормы может нарушить конституционные права граждан.
Действующее антикоррупционное законодательство предусматривает достаточно инструментов предотвращения злоупотреблений служебными полномочиями и мер по профилактике коррупции, вплоть до увольнения (в частности, в связи с утратой доверия).
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.