Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
о проекте федерального закона N 992972-6 "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14.03.2016 года (протокол N 287, пункт 59) Комитет по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 992972-6 "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части отнесения сотрудников бригад скорой помощи к представителям власти), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой, и отмечает.
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс) и изложить в новой редакции Примечание к статье 318 "Применение насилия в отношении представителя власти", в котором содержится определение понятия представителя власти как должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иного должностного лица, наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В целях защиты жизни и здоровья медицинского персонала бригад скорой медицинской помощи при исполнении ими служебных обязанностей предлагается отнести их к представителям власти.
Комитет по охране здоровья считает актуальной проблему применения насилия в отношении сотрудников бригад скорой медицинской помощи при исполнении ими служебных обязанностей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинский работник - физическое лицо, имеющее медицинское или иное образование, работающее в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющее медицинскую деятельность. Основные функции выездных бригад скорой медицинской помощи определены Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" и не предусматривают наделение их полномочиями представителя власти.
При этом, пунктом "а" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 2 статьи 112, пунктом "б" части 2 статьи 117 Уголовного кодекса, предусмотрена повышенная ответственность за умышленное причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека, а также истязания совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.
Кроме того, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 N 1 (ред. от 03.03.2015) "О судебной практике по делам об убийстве (статья 105 УК РФ)" установлено, что пунктом "б" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса квалифицируется убийство лица или его близких, совершенное с целью воспрепятствования правомерному осуществлению данным лицом своей служебной деятельности или выполнению общественного долга либо по мотивам мести за такую деятельность.
Согласно Официальному отзыву Верховного Суда Российской Федерации на данный законопроект, признание сотрудников бригад скорой медицинской помощи представителями власти, как это предлагается законопроектом, приведет к тому, что эти лица в случае совершения ими уголовно наказуемых деяний, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса, будут подлежать ответственности как субъекты должностных преступлений. Это следует из содержания примечания к статье 318 Уголовного кодекса, определяющего понятие представителя власти для целей не только данной нормы, но и других статей Уголовного кодекса.
Таким образом, насильственные действия в отношении сотрудников бригад скорой медицинской помощи в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей охватываются действующими нормами уголовного закона и подлежат квалификации с учетом указанных отягчающих обстоятельств.
С учетом изложенного, Комитет по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 992972-6 "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 13 апреля 2016 года (протокол N 110).
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.