Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 979224-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части ограничения на замещение должностей председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации)",
внесенный депутатом Государственной Думы В.Г. Соловьевым
(утв. решением Комитета от 12 января 2016 г. N 141/7)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 февраля 2016 года (протокол N 285, пункт 71) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 979224-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) новую норму, согласно которой в течение срока своих полномочий депутат не может замещать должность председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, первого заместителя председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заместителя председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с лицом, участвующим в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ регламентирует, что в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен запрет на занятие предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью самими депутатам представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если они исполняют свои полномочия на непостоянной основе.
Кроме того, пункт 8 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ регламентирует, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Таким образом, председателем представительного органа, его первым заместителем или заместителем может быть депутат, исполняющий свои полномочия на непостоянной основе и имеющий право лично заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме того, часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации провозглашает и юридически гарантирует, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, предлагаемые проектом федерального закона изменения затрагивают интересы не только депутатов, но и конституционные права и свободы широкого круга лиц, находящихся с ними в родственных отношениях и профессиональная деятельность которых не связаны с деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует учитывать, что действующее антикоррупционное законодательство обязывает депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации сообщать при наличии оснований и в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Неисполнение указанных обязанностей влечет досрочное прекращение полномочий.
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.