Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 679523-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязательной доли продовольственных товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация при реализации их торговыми сетями",
внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 679523-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязательной доли продовольственных товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация при реализации их торговыми сетями", внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, О.Л. Михеевым, и отмечает следующее.
Законопроект дополняет статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) новой частью, в соответствии с которой хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечить наличие в торговой сети не менее 50% отечественной продукции по каждому из видов представленной продукции.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на стимулирование развития отечественных товаропроизводителей и экономики России, а также призван создать условия для импортозамещения продовольственных товаров.
Обращаем внимание на то, что предлагаемое законопроектом ограничение торговой деятельности не соответствует рыночным принципам организации экономики, противоречит ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой "в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности", основам гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 1 Гражданского кодекса РФ), где установлено, что ограничения перемещения товаров допускаются в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, а также международным договорам России по ВТО и ЕАЭС.
В частности, законопроект противоречит основным принципам и целям функционирования единого экономического пространства, закрепленным в Договоре о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), к которым относится соблюдение принципов рыночной экономики, добросовестной конкуренции, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза. Более того, ст. 76 Договора устанавливает прямой запрет на действия (бездействие) хозяйствующий субъектов, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).
Согласно правилам ВТО, все члены ВТО обязаны предоставлять другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ), который означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, должны распространяться и на остальных членов организации. В рамках Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" не учитывается национальный режим, представляемый импортным товарам, который должен предполагать создание равных условий конкуренции между импортируемыми и аналогичными отечественными товарами "равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности". Так, в соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Федерального закона импортным товарам предоставляется режим не менее благоприятный, чем для аналогичных российских товаров в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации.
Следует отметить, что реализация законопроекта приведет к внутренним противоречиям отдельных положений Федерального закона N 381-ФЗ, поскольку оно не соответствует ч. 2 ст.8 Федерального закона N 381-ФЗ, на основании которой хозяйствующий субъект самостоятельно определяет порядок, условия осуществления торговой деятельности и ассортимент продаваемых товаров. Как субъект предпринимательской деятельности, он действует на свой риск и в своем интересе, приобретая для последующей розничной продажи товар, пользующийся наибольшим потребительским спросом и с гарантированным сбытом. В противном случае, торговая организация не будет рентабельной.
Изменения также не соотносятся с наименованием и содержанием ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ, т.к. предлагается включать в общие правовые нормы, устанавливающие права и обязанности для всех субъектов торговой деятельности, особенности, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети. Подобные изменения снижают уровень конкурентной среды в торговле и неправомерно создают неравные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов.
При этом не учитывается, что ряд видов продовольственных товаров не производится (не произрастают) в Российской Федерации, например, бананы, ананасы и др. экзотические фрукты, некоторые цитрусовые, какао и т.д. Отечественные овощи и фрукты имеют сезонность и не могут в достаточных объемах обеспечить круглогодичные поставки в торговые сети. В этой связи принятие законопроекта приведет к вымыванию продукции с полок торговых сетей, сокращению ассортимента и ее удорожанию.
На практике реализация законопроекта не представляется возможной в силу различных причин: отсутствует законодательно установленное определение "вид товара", не определен параметр, от которого требуется исчислять 50-процентую долю продовольственных товаров отечественного производства в торговых сетях (ассортимент, объем или денежное выражение) и, что самое главное, не предлагается механизм администрирования и контроля исполнения данного требования и не установлена ответственность за его неисполнение.
Представляется, что цель внесения законопроекта также не будет достигнута. Нет оснований полагать, что установив долю присутствия в торговых сетях отечественной продукции, гарантированно будут обеспечены производство и сбыт такой продукции. Проблемы импортозамещения и поддержки отечественных товаропроизводителей должны решаться комплексно, не только в сфере торговли. Чтобы торговля стала эффективным каналом сбыта, требуется современная торговая инфраструктура, логистические центры и многообразие форматов торговли - ярмарки, сельскохозяйственные рынки, магазины у дома, нестационарная торговля, дистанционная, развозная торговля для отдаленных территорий и т.д., обеспечивающих сбор, хранение, перевозку и сбыт продукции как крупных агрохолдингов и товаропроизводителей, так и небольших фермерских хозяйств.
Следует также учитывать, что в результате сложившейся непростой внешнеполитической и экономической ситуации, торговой сети, адаптируясь к новым условиям осуществления деятельности, активно замещают иностранных поставщиков отечественными и обеспечивают ассортимент продаваемых отечественных товаров значительно более 50%.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 679523-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязательной доли продовольственных товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация при реализации их торговыми сетями" и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.