Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 1029831-6 "О внесении изменения в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных механизмов, эскалаторов),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1029831-6 "О внесении изменения в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных механизмов, эскалаторов), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на устранение правового пробела, вызванного исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах) из категории опасных производственных объектов, которое привело к невозможности установления национальных требований по обеспечению их безопасной эксплуатации в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Вместе с тем, необходимо отметить, что исключение указанных объектов из категории опасных производственных объектов произошло на основании Федерального закона от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом, указанным Федеральным законом одновременно были внесены изменения, относящие лифты, подъемные платформы для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте").
Кроме того, с 15 февраля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов", устанавливающий, в том числе, требования безопасности лифтов (приложение 1), среди которых, в частности, определены такие требования как наличие мер по защите пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта, наличие устройств защиты, блокировки для остановки или предотвращения движения кабины, если дверь шахты не закрыта, наличие возможности безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом, наличие средств, ограничивающих перемещение кабины за пределы крайних рабочих положений (этажных площадок) и т.п.
Учитывая изложенное, представляется, что указанное в пояснительной записке обоснование не в полной мере отражает действительную причину необходимости принятия законопроекта.
Следует признать, что в последнее время участилось количество несчастных случаев, связанных с использованием лифтов, в том числе, приведших к гибели людей.
По мнению Комитета, основной причиной произошедших аварий является отсутствие контроля над безопасным использованием и содержанием указанных объектов.
Практика показала, что введение обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на указанных объектах не смогло обеспечить необходимый контроль их безопасного использования и содержания.
При этом, Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" содержит требования к безопасности лифтов как к продукции, требования же к монтажу и безопасной эксплуатации лифтов установлены только в общем виде.
С учетом указанного представляется, что концепция законопроекта заслуживает поддержки.
Введение Правительством Российской Федерации порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), по мнению Комитета, позволит упорядочить организацию безопасного использования и содержания указанных объектов и снизить количество аварийных ситуаций на них.
При этом Комитет отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" с 6 сентября 2016 года к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, будут отнесены пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).
При этом пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) не отнесены к категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Учитывая изложенное, представляется необходимым обсудить вопрос о включении пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) в состав объектов, порядок организации безопасного использования и содержания которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1029831-6 "О внесении изменения в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных механизмов, эскалаторов), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.