Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 1036219-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения условий предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения)
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1036219-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения условий предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, при условии надлежащего использования таких земельных участков имеют право на выкуп данных земельных участков без проведения торгов и на заключение нового договора аренды земельных участков без проведения торгов.
Таким образом, одним из главных условий, при которых арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения могут быть реализованы вышеуказанные права, является надлежащее использование земельных участков, то есть их использование в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В настоящее время согласно пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Как предусмотрено пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации указанные данные документы должны прилагаться к заявлению арендатора земельного участка о заключении нового договора аренды или о выкупе такого земельного участка.
Вместе с тем, до настоящего времени такой перечень документов Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не установлен, что не позволяет арендаторам земельных участков сельскохозяйственного назначения на практике реализовать права, гарантированные земельным законодательством, ввиду того, что при отсутствии указанного перечня документов не представляется возможным определить, какие именно документы могут являться доказательством надлежащего использования земельного участка. Кроме того, сам установленный на законодательном уровне подход позволяет считать использование земельного участка сельскохозяйственного назначения надлежащим только при наличии каких-либо документов.
Законопроектом предлагается установить право арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения на выкуп таких земельных участков или на заключение нового договора аренды без проведения торгов в случае, если у органа государственной власти или органа местного самоуправления отсутствует информация о том, что в отношении таких земельных участков их арендатором были допущены нарушения земельного законодательства при их использовании, которые не были устранены.
По мнению Комитета, предлагаемый законопроектом подход заслуживает поддержки, поскольку он соответствует одному из основных принципов осуществления гражданских прав, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Таким образом, исходя из указанного принципа арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения считается добросовестным и надлежащим образом использующим земельный участок если органами, осуществляющими надзор и контроль за использованием и охраной земель, не установлено иное.
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации в случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в данном предписании государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В этой связи в случае, если при осуществлении государственного земельного надзора органами государственной власти будут выявлены нарушения земельного законодательства в части использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного в аренду, и в дальнейшем данные нарушения не будут устранены, соответствующие материалы будут получены арендодателем земельного участка (органом государственной власти или органом местного самоуправления), что позволит принять объективное решение об отказе в удовлетворении заявления о выкупе земельного участка или о заключении нового договора аренды земельного участка.
Однако, по мнению Комитета, следует учитывать, что соответствующие нарушения в использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения могут быть выявлены не только органом государственного земельного надзора, но и органами муниципального земельного контроля. При этом ни статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль" не предусматривается направление результатов проверок, проведенных органами муниципального земельного контроля, в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В этой связи, по мнению Комитета, при доработке законопроекта ко второму чтению следует уточнить, кем именно в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлена информация о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства (только органами государственного земельного надзора или также органами муниципального земельного контроля). В случае, если предлагается наделение такими полномочиями органов муниципального земельного контроля следует урегулировать порядок направления соответствующей информации, полученной в ходе проверок, проведенных в порядке осуществления муниципального земельного контроля, в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании вышеизложенного, Комитет по земельным отношениям и строительству поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.