Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 184557-7 "О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом" (далее - законопроект) носит рамочный характер и регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и действием системы гарантированных государством правовых, медицинских, социальных, экономических и организационно-технических мер, обеспечивающих реализацию основных прав лиц, больных сахарным диабетом, на охрану их здоровья и создание необходимых условий жизнедеятельности; устанавливает цели и принципы государственной политики в интересах указанной категории лиц, обязательства государства по обеспечению реализации их прав, основные направления и организационные основы обеспечения этих прав в Российской Федерации.
Диабет является нарастающей угрозой здоровью населения во всем мире. По оценке международной диабетической ассоциации еще в 2013 году число взрослых больных сахарным диабетом на планете достигло 382 миллионов человек. Порядка 175 миллионов случаев диабета в мире остается недиагностированными. Обследование населения, предпринятое в США в 2005 году, показало, что треть больных сахарным диабетом не выявляется.
Количество больных сахарным диабетом постоянно увеличивается в связи с ростом численности и возраста населения, урбанизации территории, увеличения распространенности ожирения и малоподвижного образа жизни. За один год количество взрослых диабетиков в мире, средний возраст которых составляет 40-59 лет, выросло на 8,4 процента.
Россия уже на протяжении пяти лет находится в десятке (в различные годы занимает 4-6 места) в мире по абсолютному числу зарегистрированных больных диабетом: в Индии в 2012 году насчитывалось свыше 65 миллионов случаев, в США почти 24,5 миллиона, в Бразилии почти 12 миллионов и в России по разным оценкам от 10 до 11 миллионов. Однако истинная численность больных сахарным диабетом в нашей стране превышает официально зарегистрированную. Несмотря на то, что в нашей стране уровень заболевания не такой высокий, как на территории США, жители России в соответствии с различными мнениями ученых и врачей вплотную приближаются к эпидемиологическому порогу (распространение диабета называют также "неинфекционной эпидемией").
Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у больных сахарным диабетом в два-четыре раза превышает таковую среди лиц без диабета. Это объясняется тем, что сахарный диабет является системным заболеванием, поражающим микро- и макрососудистое русло органов и тканей и, следовательно, приводящим к патологии этих систем, и в первую очередь - к патологии сердечно-сосудистой системы. Патология крупных сосудов - одна из главных причин смертности при диабете 2 типа. Риск инфаркта миокарда возрастает в 5 раз при сочетании сахарного диабета 2 типа и артериальной гипертензии, при этом смертность после перенесенного инфаркта миокарда увеличивается в 6 раз.
В настоящий момент, несмотря на то, что диабет включен в перечень социально значимых заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации, эффективных мер по профилактике диабета, его выявлении на ранних стадиях, оказанию медицинской помощи, социальных услуг и иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом, по-прежнему не утверждено.
Настоящий Федеральный закон призван решить указанную проблему за счет установления особых мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом. Указанные проблемы, в частности, разрешаются как путем установления требований в отношении отдельных мер, оказываемых указанным лицам, так и путем установления требования к Правительству Российской Федерации комплексного нормативно-правового акта, устанавливающего полный перечень мер, порядок и объемы их предоставления в отношении лиц, больных сахарным диабетом - единого национального минимума мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом. В целях определения понятия медико-социальной защиты лиц, законопроектом, в частности, устанавливается следующее:
"медико-социальная защита - система гарантированных государством правовых, медицинских, экономических и организационно-технических мер, а также мер социальной поддержки, включающие в себя меры оказания медицинской помощи и предоставления социальных услуг, обеспечивающих реализацию основных прав лиц, больных сахарным диабетом, на охрану их здоровья и создание необходимых условий их жизнедеятельности, реализуемых посредством создания и обеспечения действия государственной системы медико-социального обслуживания лиц, больных сахарным диабетом, в целях обеспечения указанным лицам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности, направленных на создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества".
Таким образом, меры медико-социальной защиты в отношении лиц, больных сахарным диабетом, утверждаемые указанным единым национальным минимумом, включают в себя как меры оказания медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", меры социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", так и иные меры, необходимые и достаточные для достижения целей настоящего Федерального закона, определяемые, в частности, как:
1) создание необходимых условий для их жизнедеятельности и охраны здоровья;
2) поддержание необходимого социального уровня их жизнедеятельности в любом возрасте;
3) устранение препятствий для наиболее полной интеграции в обществе, независимости, равноправия и самостоятельности.
Устанавливая общие принципы оказания медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, настоящим Федеральным законом, в частности, определяется:
1) гарантированное предоставление бесплатного минимального объема медико-социальной защиты;
2) доступность медико-социальной защиты независимо от места жительства или места пребывания;
3) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц за обеспечение прав лиц, больных сахарным диабетом;
4) обеспечение равных прав в области медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом;
5) государственная поддержка научных исследований в области прогнозирования и разработки новых методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета.
Важнейшей новеллой устанавливаемой настоящим Федеральным законом, является утверждение перечня прав лиц, больных сахарным диабетом, которыми, в частности, являются следующие права:
1. Лицам, больным сахарным диабетом, с момента постановки указанным в статье 2 настоящего Федерального закона медицинским учреждением диагноза о наличии данного заболевания, принадлежат и гарантируются государством права на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. К числу основных прав лиц, больных сахарным диабетом, относятся:
1) право на оказание бесплатных квалифицированных медицинских услуг первичной медико-санитарной, скорой, неотложной, специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, профилактику осложнений сахарного диабета;
2) доступность схем лечения диабета, включая право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, средствами самоконтроля, средствами введения инсулина, средствами дезинфекции кожи перед введением инсулина в пределах, установленных единым национальным минимумом мер медико-социальной защиты;
3) обучение основам компенсации диабета;
4) конфиденциальность информации о заболевании сахарным диабетом и его осложнениях, иной информации личного характера, ставшей известной работнику медико-социальной службы при оказании медико-социальных услуг;
5) возможность получения образования и профессиональной подготовки;
6) обеспечение равных условий и возможностей самореализации для всех лиц, больных сахарным диабетом, включая несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, лиц трудоспособного возраста и пожилых людей;
7) выбор организации и формы медико-социального обслуживания;
8) бесплатную информацию о своих правах, обязанностях, видах, порядке и условиях оказания медико-социальных услуг;
9) получение медико-социального обслуживания и отказ от него с согласия лица, больного сахарным диабетом.
3. Медико-социальное обслуживание осуществляется на основании обращения лица, больного сахарным диабетом, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, созданного лицами, больными сахарным диабетом, или в их защиту.
Отмечая особую социальную значимость принятия и утверждения мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, настоящим Федеральным законом также утверждается перечень государственных гарантий прав лиц, больных сахарным диабетом. В частности, о том, что:
1. Государство гарантирует лицам, больным сахарным диабетом, право на медико-социальную защиту в государственной и муниципальной системах медицинского и социального обслуживания в его основных формах, определенных настоящим Федеральным законом, и в пределах, установленных единым национальным минимумом мер медико-социальной защиты.
2. Правила и порядок предоставления медицинской помощи и социальных услуг лицам, больным сахарным диабетом, определяются в едином национальном минимуме мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом.
Помимо установления положений об оказании медицинской помощи и социальной защите лиц, больных диабетом, важной новеллой законопроекта является защита прав несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, больных сахарным диабетом, на отдых и оздоровление, что включает в себя положение о том, что органы федеральной власти, органы власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению прав несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, больных сахарным диабетом, на отдых и оздоровление, включая, в том числе, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля в порядке и в объеме, утвержденном единым национальным минимумом мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом.
Кроме того, важнейшей составляющей комплексного подхода по борьбе с сахарным диабетом является подготовка специалистов диабетологической службы. Так, подготовка высококвалифицированных кадров диабетологической службы согласно настоящему Федеральному закону предусматривает:
1) разработку программ обучения студентов медицинских образовательных учреждений высшего профессионального образования по заболеванию "сахарный диабет";
2) создание кафедр диабетологии в учреждениях послевузовского профессионального образования медицинских работников;
3) утверждение квалификационных требований по специальности "медсестра диабетологического профиля";
4) организацию обучающих циклов в учреждениях последипломного образования по подготовке диетологов и психологов для работы с больными сахарным диабетом.
Кроме того, настоящим Федеральным законом в целях обеспечения медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом, устанавливается обязанность введения государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом, что будет являться важнейшим механизмом для понимания причин заболевания, динамики ее распространения, а также принятия достаточных и эффективных мер по комплексной борьбе с указанным заболеванием.
Таким образом, настоящий Федеральный закон охватывает все ключевые вопросы, связанные с борьбой с сахарным диабетом в нашей стране, а также устанавливает рамочные правила в отношении отдельных мер и положений, направленных на борьбу с сахарным диабетом, что, с учетом возрастающей опасности сахарного диабета, является важнейшей задачей отечественного здравоохранения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом"
Принятие проекта федерального закона "О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом" вступает в силу с 1 января 2018 года и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом"
В связи с принятием проекта федерального закона "О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом" Правительству Российской Федерации в срок до 1 октября 2017 года разработать и утвердить:
1) Единый национальный минимум мер медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом;
2) Правила и порядок предоставления медицинской помощи, социальных услуг и иных мер в отношении лиц, больным сахарным диабетом;
3) Правила и порядок проведения массового обследования граждан на предрасположенность к сахарному диабету с целью выявления лиц, уже болеющих сахарным диабетом или входящих в группу риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.