Досье на проект федерального закона
Расширение применения информационных технологий в финансовом секторе способствует развитию электронных услуг и более широкому предоставлению клиентам банков удаленного доступа к своим счетам для совершения платежей и переводов.
Так, количество транзакций, совершаемых клиентами дистанционно через удаленные каналы обслуживания, у ведущих банков страны и платежных систем ежегодно увеличивается и в настоящее время достигает более 95% от числа всех операций.
При применении новых форм банковского обслуживания неизбежно возникают угрозы криминального характера, представляющие собой как высокотехнологические формы хакерских атак, так и методы социальной инженерии, в результате применения которых владелец счета либо сам переводит свои средства на счет преступников, либо передает всю конфиденциальную информацию (например, свои персональные данные, данные платежных карт, контрольную информацию, пароли), необходимую для получения доступа к счету.
Согласно данным Банка России количество несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в 2014 году составляло 4 890, а в 2015 году - 32 578, то есть в 6,7 раза больше. Одновременно в обозначенный период отмечалось трехкратное увеличение объема указанных операций с 1 639,4 до 5 126,5 миллионов рублей.
Значительный рост хищений со счетов клиентов банков определяется относительной простотой их осуществления посредством методов социальной инженерии, для использования которых, как правило, не требуется специальных знаний и технических средств.
Следует также отметить, что в 2015 году были предприняты попытки несанкционированных операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания на общую сумму 5,13 миллиардов рублей.
По экспертным оценкам в 2015 году количество хищений с банковских счетов, совершаемых методом социальной инженерии, и покушений на них составило более половины от общего числа преступлений, совершенных против клиентов банков. При этом число указанных противоправных деяний продолжает непрерывно увеличиваться.
Отличительной чертой преступлений, совершаемых данными методами, является то, что многие граждане, попадая под влияние преступников, подтверждают правомерность совершения операций по их счетам даже в случаях, когда служба банка, осуществляющая мониторинг входящей и исходящей информации на предмет обнаружения мошеннических действий, определяет таковые как подозрительные. Потерпевшими от подобных посягательств, как правило, являются самые незащищенные слои населения - пенсионеры.
Кроме того, методы социальной инженерии также активно используют хакеры, атакующие клиентов с помощью вирусного и вредоносного программного обеспечения, позволяющего получить удаленный доступ к их компьютеру. Для получения разовых паролей, приходящих на телефон клиента, они имитируют сбой в работе его автоматизированного рабочего места, а затем звонят от имени технической поддержки банка и просят сообщать пароли якобы для отмены ошибочных платежей.
Не исключены случаи хищения электронных денежных средств, предоставленных кредитной организации в целях перевода без открытия банковского счета.
Высокая степень общественной опасности указанных противоправных деяний подтверждается спецификой преступлений, совершить которые могут лишь лица, обладающие специальными знаниями и использующие технические средства, что приводит к нарушению не только права собственности, но и банковской тайны. Причинение существенного вреда очевидно при повсеместном применении безналичных расчетов, влекущем снижение наличных сбережений. С учетом того, что несанкционированные переводы денежных средств в зависимости от обстоятельств их совершения квалифицируются как мошенничество либо кража, меры ответственности при одинаковой стоимости похищенного в сумме от 250 000 рублей до 1 000 000 рублей явно не соизмеримы (за кражу - лишение свободы до шести лет, за специализированное мошенничество, если причинен значительный ущерб гражданину - лишение свободы до пяти лет, при причинении ущерба организации - лишение свободы не предусмотрено).
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)" (далее - законопроект) направлен на повышение уголовно-правовой защиты граждан и организаций путем усиления уголовной ответственности за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств, посредством дополнения части третьей статьи 158 (Кража) УК соответствующим квалифицирующим признаком.
Предлагаемое изменение обосновывается тем, что нередко совершению преступления предшествует длительная подготовительная стадия, включающая отдельные деяния, которые самостоятельно могут не образовывать состав преступления. Согласно действующим уголовным нормам ответственность за приготовление к преступлению наступает только при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Реализация данного предложения позволит в целях предупреждения и предотвращения преступлений использовать весь арсенал оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, общественную опасность указанных деяний усиливает специфика способа совершения преступления - использование удаленного доступа к банковскому счету при помощи технических средств, позволяющего лицу оставаться анонимным и совершать преступление из любой точки мира, имея лишь доступ к сети Интернет. При этом способы обхода систем безопасности могут быть рассчитаны на многократное применение, в том числе использоваться для доступа не только к банковским счетам, но и иным охраняемым и особо охраняемым данным.
На основании изложенного часть вторую статьи 159.6 (Мошенничество в сфере компьютерной информации) УК также предлагается дополнить квалифицирующим признаком - с банковского счета, а равно электронных денежных средств.
Одновременно законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 159.3 (Мошенничество с использованием электронных средств платежа) УК. В частности, в новой редакции диспозиции части первой закрепляется уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельного или принадлежащего другому лицу электронного средства платежа, в том числе кредитной, расчетной или иной платежной карты, путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации, а санкция дополняется наказанием в виде лишения свободы сроком до трех лет.
Кроме того, путем исключения соответствующей оговорки в пункте 4 примечаний к статье 158 УК и примечании к статье 159.1 УК производится корректировка в сторону снижения пороговых сумм крупного и особо крупного размеров для целей статей 159.3 и 159.6 УК (двести пятьдесят тысяч рублей и один миллион рублей соответственно).
Законопроектом учтено то обстоятельство, что деяния, направленные на собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, с целью хищения денежных средств, находящихся на банковском счете, а также электронных денежных средств могут быть совершены не только путем похищения документов, подкупа или угроз, но и путем обмана. В этой связи предлагается дополнение статьи 183 (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну) УК указанным способом.
Проведенный анализ зарубежного законодательства в части привлечения к уголовной ответственности за преступления в банковской сфере показал, что в зависимости от обстоятельств совершения деяния, связанные с указанными хищениями денежных средств, в большинстве случаев квалифицируются как кража. При этом такие средства не рассматривают в качестве самостоятельного предмета кражи. Конкретизация осуществляется лишь по способам завладения чужим имуществом и степени ответственности.
Так, хищение денежных средств, находящихся на банковских счетах, с использованием информации, полученной непосредственно от потерпевшего, либо с помощью технических средств, квалифицируются, в том числе, как мошенничество либо компьютерное мошенничество.
Предлагаемые законопроектом изменения в целом корреспондируют нормативно-правовым тенденциям отдельных иностранных государств в сфере предупреждения таких деяний посредством установления строгих санкций.
В частности, Уголовным кодексом (далее - УК) Франции за совершение мошенничества предусмотрено наказание до семи лет тюремного заключения и 750 000 евро штрафа.
Согласно УК КНР осуществление мошеннической деятельности с кредитными карточками, совершенное в особо крупном размере или при иных особо отягчающих обстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом в размере от 50 до 500 тысяч юаней. Пользование украденной кредитной карточкой расценивается УК КНР как хищение государственного или частного имущества и в случае совершения его в крупном размере или при иных отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом, в особо крупном размере или при иных особо отягчающих обстоятельствах - на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества.
В уголовном законодательстве США мошенничество, связанное с производством, использованием и передачей поддельных или принадлежащих другому лицу средств доступа к счетам, наказывается лишением свободы от 10 до 15 лет. За повторное совершение аналогичного преступления срок лишения свободы может составить до 20 лет.
За подделку банковских карт в УК Испании установлена ответственность в виде лишения свободы сроком от четырех до восьми лет. При этом к лицу, которое не принимало участие в подделке, но умышленно использовало поддельные кредитные или дебетовые карты, или дорожные чеки в ущерб другому лицу может быть применено наказание в виде лишения свободы сроком от двух до пяти лет.
Также в целях совершенствования законодательства по противодействию преступлениям, совершенным с использованием новейших технических средств, УК ФРГ был дополнен параграфом, предусматривающим ответственность за противоправное получение для себя или другого лица не предназначенных для этого лица сведений из не предназначенных для общественного пользования каналов передачи данных или при помощи специального устройства обработки данных на основе перехвата электромагнитного излучения (если действия не подпадают под особо тяжкое деяние) в виде лишения свободы до двух лет или денежного штрафа.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)" за счет установления справедливых мер ответственности будет способствовать предупреждению хищений денежных средств с банковских счетов, а также электронных денежных средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.