Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 186673-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство предусматривает различные меры, направленные на снижение коррупционных проявлений, а также на обеспечение безопасности интересов государства, в том числе в связи со сложившейся внешнеполитический и экономической обстановкой.
Так, предусматривается установление определенных ограничений для бывшего государственного или муниципального служащего в связи с его дальнейшей деятельностью - после прекращения замещения соответствующей должности.
Содержание положений федерального законодательства, в которое настоящим Федеральным законом предлагается внести изменения, основано в том числе на нормах международного права. В частности, пунктом 1 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции, в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после выхода их в отставку или на пенсию.
Действующая редакция нормативных правовых актов, в которые настоящим Федеральным законом предусматривается внесение изменений, направлены на устранение коллизии публичных и частных интересов в случаях, если деятельность либо работа гражданских или муниципальных служащих после прекращения замещения ими соответствующих должностей прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Данный подход имеет прямую антикоррупционную направленность. В частности, решение о недопустимости работы в ранее подконтрольных организациях в течение определенного периода времени направлено на исключение использования гражданским служащим своего служебного положения в личных целях, применения известных ему методик работы, раскрытия особенностей работы лицам, которые были ранее подконтрольны соответствующему органу государственной власти.
Согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г.), за период с 2013 по 2015 год по первой инстанции судами было рассмотрено более 9000 дел данного состава.
В связи с необходимостью усиления мер, направленных на борьбу с коррупцией, предлагаемый законопроект предусматривает увеличение срока ограничений по деятельности бывшего государственного или муниципального служащего с двух лет до пяти лет. Представляется, что такой подход позволит снизить коррупционные риски.
Одновременно с этим, учитывая сложную внешнеэкономическую ситуацию, а также активные действия со стороны иностранных государств, направленные на ослабление российской экономики, законопроектом предлагается также запретить бывшим служащим, должности которых включены в утвержденный перечень, в течение пяти лет работать по трудовому договору в иностранной организации, в иностранных структурах без образования юридического лица, в некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) выполнять в данной организации и (или) в иностранных структурах без образования юридического лица работу (оказывать услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров).
Такой подход представляется оправданным с точки зрения необходимости обеспечения безопасности государства в связи с оказываемым экономическим давлением.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой" не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.
Вместе с тем, принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой" потребует приведение в соответствие с ним следующих нормативных правовых актов:
1) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";
2) Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.