Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 189743-7 "Об обеспечении здоровья детей"
Досье на проект федерального закона
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12), являющимся частью правовой системы России, уже много лет содержится право на наивысший достижимый уровень здоровья. Это право не раскрыто в российской правовой системе, а между тем оно олицетворяет иной подход к вопросам здоровья, не просто пытаясь устранить вредные факторы, защититься от них, сохранив здоровье, а ставит задачей достичь наилучшего здоровья.
Большинство систем здравоохранения в мире охраняют здоровье граждан, стараясь не допустить влияния на него вредных факторов или устраняя болезни, добиваясь на этом пути немалых успехов.
Целью законопроекта является объединение международных и российских правовых норм, посвященных здоровью детей - о наивысшем достижимом уровне здоровья, об охране здоровья, о медицинской помощи, об информации и пр. - в единый Федеральный закон РФ "Об обеспечении здоровья детей" (Закон о здоровье детей).
Такая задача, представляется совершенно новой в государственной социальной политике.
Задачу обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья невозможно решить, не определив полезные для здоровья факторы - те, с помощью которых можно улучшить здоровье. Основа такой работы - создание государственного регистра воздействующих на здоровья детей факторов - перечня явлений, объектов, товаров, работ, услуг, которые могут на практике взаимодействовать с ребенком и способных причинить вред или пользу его здоровью.
Следуя еще одной международной норме, отраженной в ст. 24 Конвенции о правах ребенка законопроектом предлагается создать и закрепить механизмы реализации права детей на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам.
Для этого необходимо включить в систему бесплатной медицинской помощи лекарственное обеспечение.
Данная норма фактически предлагает провести переоценку оснований, возрастных ограничений при применении лекарств, поскольку действующее законодательство не делит пациентов на группы по возрасту, и занесение в инструкцию ограничений должно быть чем-то обосновано. В связи с этим предлагается установить порядок введения возрастных ограничений применения лекарственных средств, предусматривающий проведение оценки рисков применения лекарств для детей.
Как известно, согласно нормам живорождения ВОЗ ребенок с массой тела 500 грамм (около 23 недель гестации) считается способным к выхаживанию. В России для этой задачи созданы условия в виде сети перинатальных центров. Законопроектом предлагается считать ребенком человека с момента возникновения у плода способности существовать независимо от организма матери и до наступления возраста 18 лет. С указанного возраста, который устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации, плод приобретает права человека. С этого момента аборт возможен только в форме родоразрешения с сохранением жизни ребенку.
В целом законопроект охватывает основные аспекты, касающиеся здоровья детей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обеспечении здоровья детей"
Принятие Федерального закона "Об обеспечении здоровья детей" не потребует дополнительных расходов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении здоровья детей"
Принятие Федерального закона "Об обеспечении здоровья детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.