Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 187900-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2016 году в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 446-ФЗ) (далее - Федеральный закон).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 616 414,5 млн. рублей, или 100,9 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом. Расходы бюджета за 2016 год составили 664 897,5 млн. рублей, или 102,6 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом, и 99,3 процента к сводной бюджетной росписи бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год (далее - бюджетная роспись).
В целом бюджет Фонда за 2016 год исполнен с дефицитом в сумме 48 483,0 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с дефицитом в сумме 55 506,4 млн. рублей, на покрытие которого были привлечены внутренние источники финансирования бюджета, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 7 043,7 млн. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета, - с превышением поступивших межбюджетных трансфертов из федерального бюджета над произведенными расходами в сумме 36,2 млн. рублей, а из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 56,5 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда приведены в приложении 1 к пояснительной записке.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год" в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Доходы
Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2016 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 616 414,5 млн. рублей, или 100,9 процента к показателям Федерального закона.
Исполнение бюджета Фонда по основным статьям доходов характеризуется показателями, приведенными в приложении 2 к пояснительной записке.
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 468 859,4 млн. рублей, или 99,5 процента к показателям Федерального закона.
В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтены средства страхователей в сумме превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 10 430,5 млн. рублей.
Доходы от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 458 165,6 млн. рублей, или 97,2 процента к запланированным, и увеличились по сравнению с 2015 годом на 22 782,7 млн. рублей, или на 5,2 процента.
В основном неисполнение доходов по страховым взносам по данному виду страхования обусловлено снижением застрахованного фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы, с учетом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, на 2,7 процента к запланированному в расчетах к Федеральному закону, в связи с чем в доход бюджета Фонда недополучено 13 075,5 млн. рублей. При этом за счет изменения фонда заработной платы страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, дополнительно получено в бюджет Фонда страховых взносов на сумму 775,2 млн. рублей.
Доля необлагаемого фонда заработной платы, превышающего застрахованный заработок, в 2016 году составила 18,35 процента, а доля облагаемой заработной платы с учетом выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (без учета сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами), в 2016 году составила, по отчетным данным Фонда, 81,65 процента. Доля облагаемой заработной платы по отношению к отчетным данным по фонду заработной платы за 2015 год в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России (письмо от 14 октября 2016 г. N 31366-НП/ДОЗи) составляла 83,72 процента.
На изменение доходов от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством оказал влияние коэффициент сбора, который составил в 2016 году 0,997, что ниже планового показателя на 0,002, в связи с чем недополучено доходов в бюджет Фонда в сумме 771,8 млн. рублей.
По данной статье доходов бюджета Фонда поступили пени и штрафы сверх утвержденных показателей в сумме 116,5 млн. рублей.
В 2016 году доходы от недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд (задолженность на 1 января 2001 г. по страховым взносам, переданная в ФНС России) составили 16,5 млн. рублей, или 60,9 процента от запланированных, и были ниже поступлений 2015 года на 50,6 процента.
Поступление задолженности плательщиков по отмененному единому социальному налогу составило 21,0 млн. рублей, возвращен плательщикам излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 7,4 млн. рублей. В результате в доходы бюджета Фонда зачислено 13,6 млн. рублей, или 96,5 процента к 2015 году по данной статье доходов.
В доходы бюджета Фонда зачислены налоги на совокупный доход в сумме 9,2 млн. рублей, что на 3,3 млн. рублей больше суммы поступлений в 2015 году.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2016 году доходы составили 104 735,3 млн. рублей, или 105 процентов от показателей Федерального закона. По отношению к 2015 году указанные доходы возросли на 1 111,5 млн. рублей, или на 1,1 процента.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, в 2016 году составили 101 559,1 млн. рублей, или 104 процента от запланированных. К уровню 2015 года поступления выросли на 6,1 процента, или на 5 824,3 млн. рублей.
Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы, на 1,5 процента к учтенному в расчетах к Федеральному закону, а также сложившимся средним размером тарифа страховых взносов в размере 0,51 процента при планируемом 0,5 процента.
В результате влияния данных факторов в доход бюджета Фонда поступили дополнительные средства в сумме 3 274,2 млн. рублей.
Фактический коэффициент сбора страховых взносов составил 0,984, что выше планового показателя на 0,004. Это позволило увеличить доходы бюджета Фонда по данной статье на 402,6 млн. рублей.
В доход бюджета Фонда по данной статье дополнительно зачислены пени и штрафы в сумме 113,8 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 389) были размещены на банковские депозиты в кредитные организации средства резерва, по результатам их размещения в доходы бюджета Фонда зачислены средства в сумме 2 370,5 млн. рублей, или 149,1 процента от запланированных.
В доходы Фонда поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов) в сумме 156,2 млн. рублей, или 82 процента от запланированных.
В доходах бюджета Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда учтены поступления от возврата неправомерно использованных средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за прошлые годы, которые составили 28,2 млн. рублей.
В составе прочих неналоговых доходов капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 522,6 млн. рублей, или 149,6 процента от предусмотренных планом, прочие поступления - 46,6 млн. рублей, включая добровольные страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 41,1 млн. рублей. Кроме того, по статье "Прочие неналоговые доходы" отражены средства плательщиков страховых взносов в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов в сумме 10 607,0 млн. рублей, а также возврат задолженности территориальных органов Фонда перед страхователями по отмененному единому социальному налогу, образовавшейся на 1 января 2010 г., в сумме 4,1 млн. рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в сумме 42 850,5 млн. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 25 031,6 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 17 818,9 млн. рублей.
В 2016 году из бюджета Фонда были возвращены в федеральный бюджет остатки неиспользованных средств межбюджетных трансфертов, образовавшиеся на 1 января 2016 г., по государственным функциям, переданным субъектам Российской Федерации, в сумме 9,5 млн. рублей и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, неправомерно израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 49,4 млн. рублей.
Расходы
Расходы бюджета Фонда в 2016 году составили 664 897,5 млн. рублей, или 102,6 процента к показателям Федерального закона и 99,3 процента к ассигнованиям, установленным бюджетной росписью. По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 8,6 процента.
Расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2016 году, составили 25 010,2 млн. рублей, за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 2782-р - 7 707,6 млн. рублей, за счет средств, поступивших из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 17 829,9 млн. рублей.
В 2016 году расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили 573 901,4 млн. рублей. Расходы на эти цели составили 86,3 процента от всех расходов бюджета Фонда и 101 процент к показателям Федерального закона. По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 48 816,2 млн. рублей, в основном за счет увеличения расходов на пособия в связи с беременностью и родами, а также на другие пособия гражданам, имеющим детей, рост которых составил по сравнению с 2015 годом 9,7 процента.
Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется показателями, приведенными в приложении 3 к пояснительной записке.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 524 365,8 млн. рублей, или 101,4 процента к показателям Федерального закона.
Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 511 653,0 млн. рублей и составили 97,6 процента всех расходов по данному виду страхования, а по сравнению с 2015 годом увеличились на 9,6 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 212 962,3 млн. рублей, или 99,5 процента к показателям Федерального закона и 101 процент к бюджетной росписи, что на 18 650,0 млн. рублей, или на 9,6 процента, больше, чем в 2015 году.
Невыполнение плановых показателей по данному виду расходов обусловлено сокращением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности по сравнению с запланированными на 7,7 млн. дней.
Относительно предыдущего года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности увеличилось на 2,2 млн. дней, но уменьшилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 11,28 дня в 2015 году до 11,14 дня в 2016 году.
Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности сложился выше планового показателя на 2 процента, или на 14,04 рубля, и составил 705,51 рубля, что выше на 8,8 процента по сравнению с 2015 годом.
Расходы на выплату пособий в связи с беременностью и родами, а также на пособия гражданам, имеющим детей, осуществляемые Фондом за счет собственных средств, составили 298 185,7 млн. рублей, или 103,2 процента к показателям Федерального закона и 100,2 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2015 годом эти расходы увеличились на 26 364,5 млн. рублей, или на 9,7 процента.
На выплату пособий по беременности и родам расходы составили 118 106,9 млн. рублей, или 100,4 процента к показателям Федерального закона и 98,8 процента к бюджетной росписи.
На увеличение расходов повлиял рост среднего размера пособия по беременности и родам на 15,22 рубля по сравнению с запланированными расчетами к Федеральному закону.
Число оплаченных дней по беременности и родам снизилось на 2,9 млн. дней по сравнению с запланированными расчетами к Федеральному закону.
Относительно 2015 года расходы на выплату данного пособия увеличились на 6 692,7 млн. рублей, или на 6 процентов, что также обусловлено увеличением среднедневного размера пособия на 66,88 рубля.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка в 2016 году составили 22 153,6 млн. рублей, или 100,2 процента к показателям Федерального закона и 98,3 процента к бюджетной росписи.
По сравнению с 2015 годом расходы на выплату указанного пособия возросли на 1 045,6 млн. рублей, или на 5 процентов, а средний размер пособия - на 961,79 рубля.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 157 361,5 млн. рублей, или 105,9 процента к показателям Федерального закона и 101,6 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2015 годом расходы выросли на 13,4 процента.
Средний размер данного пособия по отношению к 2015 году возрос на 940,61 рубля, или на 12,1 процента, и составил 8 701,86 рубля.
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 18,1 млн. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 2,6 млн. граждан.
Показатели расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приведены в приложении 4.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 88 312,4 млн. рублей, что на 3,6 процента ниже утвержденных Федеральным законом и бюджетной росписью, а также направлено на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 2782-р 9 379,2 млн. рублей. По отношению к 2015 году расходы возросли на 5 процентов.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2 434,4 млн. рублей, что на 9 процентов меньше предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью и на 4 процента больше, чем в 2015 году.
Снижение указанных расходов связано с уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 227,3 тыс. дней, или на 7,4 процента, а также со снижением среднего размера дневного пособия на 14,94 рубля, или на 1,7 процента, по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
В 2016 году выплачено 13,82 тыс. единовременных страховых выплат на сумму 1 914,1 млн. рублей, или 75,1 процента от предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, что на 8,9 процента меньше, чем в 2015 году.
Снижение расходов на единовременные страховые выплаты связано с сокращением числа выплат на 2,5 тыс. и со снижением среднего размера единовременной страховой выплаты на 18,0 тыс. рублей по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
Число ежемесячных страховых выплат составило 5,4 млн. выплат на сумму 52 801,8 млн. рублей, или 97,4 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи.
Исполнение указанных расходов не в полном объеме сложилось за счет уменьшения числа несчастных случаев на производстве (на 7,1 процента). Кроме того, средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности снизился на 0,1 процентных пункта в 2016 году (42,3 процента) по сравнению с 2015 годом (42,4 процента).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1299 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в 2016 году были проиндексированы ежемесячные страховые выплаты 460,3 тыс. получателей на коэффициент 1,064.
Показатели расходов по пособиям и выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приведены в приложении 5.
В 2016 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний увеличились на 7,9 процента по сравнению с 2015 годом и составили 19 710,3 млн. рублей, или 97,8 процента от предусмотренных бюджетной росписью и Федеральным законом.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 9 605,9 млн. рублей, что на 9,9 процента больше аналогичных расходов Фонда за 2015 год, или 96,9 процента от предусмотренных бюджетной росписью.
На лечение застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве израсходовано в 2016 году 700,3 млн. рублей, что на 3 процента больше средств, израсходованных на эти цели в 2015 году. Лечением охвачено более 87,6 процента лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, что на 5,5 процента больше, чем в 2015 году. В результате в 2016 году восстановили трудоспособность и возвратились к труду без установления стойкой утраты трудоспособности и инвалидности более 50 процентов застрахованных от общего числа лиц, завершивших лечение.
В 2016 году средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направлены:
на осуществление медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, - в сумме 4 746,6 млн. рублей (111,1 тыс. получателей, в том числе 1,2 тыс. пострадавших с последствиями травм спинного мозга и передвигающихся с помощью кресел-колясок, и 2,1 тыс. лиц, их сопровождающих, - оплата проживания и питания). По сравнению с 2015 годом расходы на данные цели увеличились на 5,9 процента;
на оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий - в сумме 1 109,4 млн. рублей для 93,2 тыс. получателей, что на 10,9 процента больше, чем в 2015 году;
на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями 33,4 тыс. пострадавших - в сумме 1 314,0 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 6 процентов;
на обеспечение транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) 1,8 тыс. пострадавших - в сумме 848,6 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом число указанных лиц увеличилось на 42,9 процента и расходы увеличились в 1,9 раза.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2016 году было израсходовано 10 104,4 млн. рублей, или 98,7 процента от предусмотренных бюджетной росписью, что на 6,1 процента больше, чем в 2015 году.
В рамках обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2016 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
проведена специальная оценка условий труда на более чем 1 246 тыс. рабочих мест на сумму 1 356,3 млн. рублей (13,4 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 1 214,3 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры, расходы на эти цели составили 2 405,1 млн. рублей (23,8 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 55 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которым рекомендовано санаторно-курортное лечение в соответствии с заключительными актами по результатам периодических медицинских осмотров, получили его на сумму более 1 950,9 млн. рублей (19,3 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
для 1 967,9 тыс. застрахованных приобретены средства индивидуальной защиты на сумму более 4 105,4 млн. рублей (40,6 процента от общей суммы использованных страхователями средств).
В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. Фондом направлены средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предоставление субсидий:
по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1472 "Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" на формирование и актуализацию базы данных востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, а также на создание и сопровождение интернет-ресурса по востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, ориентированного на широкий круг пользователей" - в сумме 100,0 млн. рублей;
по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1473 "Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров" - в сумме 100,0 млн. рублей;
по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1474 "Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, а также на обучение экспертов по оценке квалификации" - в сумме 300,0 млн. рублей.
В 2016 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, были предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 14 567,1 млн. рублей и на административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в сумме 798,8 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 2782-р Фонд направил средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 7 707,6 млн. рублей на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Фактические расходы составили 22 669,5 млн. рублей, или 99,1 процента к бюджетной росписи, с учетом остатка не использованных средств в 2015 году в сумме 596,9 млн. рублей и 4,3 млн. рублей, поступивших в 2016 году как возврат неправомерно израсходованных средств за прошлые годы. Административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составили 762,3 млн. рублей, или 95,4 процента к бюджетной росписи.
Неполное освоение выделенных средств в сумме 242,8 млн. рублей связано с недостаточной мощностью протезно-ортопедических предприятий и длительностью процесса изготовления протезно-ортопедических изделий, а также с расторжением контрактов по причине неисполнения поставщиками своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 7 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования Фондом межбюджетных трансфертов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, будет использован Фондом на указанные цели в 2017 году, включая завершение расчетов по договорам, заключенным в 2016 году.
В 2016 году было выдано 316,4 млн. единиц технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, что позволило обеспечить 1 033,8 тыс. человек, или 89,4 процента от общего количества обратившихся инвалидов, с учетом переходящих заявок 2015 года. Количество поданных заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2016 году составило 3,37 млн., которые исполнены на 99,4 процента. Неполное исполнение заявок в основном обусловлено их поздним поступлением (ноябрь - декабрь) и невозможностью проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из-за длительной процедуры проведения торгов.
Основные показатели по расходованию средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, приведены в таблице:
Показатели |
2015 год |
2016 год |
Отклонение к 2015 году |
|||||
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
|
Количество заявок (млн. шт.) |
3,28 |
3,26 |
99,4 |
3,37 |
3,35 |
99,4 |
0,09 |
0,09 |
Показатели |
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
"+"; "-" |
% |
Сумма (млн. рублей) |
21 140,5 |
20 625,2 |
97,6 |
22 875,9 |
22 669,5 |
99,1 |
2 044,3 |
109,9 |
В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 2782-р Фонд направил средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 671,6 млн. рублей на межбюджетные трансферты федеральному бюджету для последующего предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих из соглашений между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг.
Бюджетной росписью ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определены в сумме 4 290,0 млн. рублей, включая остаток не использованных средств в прошлом году в сумме 118,4 млн. рублей, а также в сумме 5,1 млн. рублей, поступивших в 2016 году как возврат неправомерно израсходованных средств за прошлые годы. Фактические расходы составили 4 187,8 млн. рублей, или 97,6 процента.
Остаток неиспользованных ассигнований в сумме 102,2 млн. рублей в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 7 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" будет использован на указанные цели в 2017 году.
В 2016 году выдано 147,5 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что на 1,3 тыс. путевок больше, чем в 2015 году.
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 15,6 млн. рублей, или 71,4 процента к бюджетной росписи. Недовыполнение объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.
Фондом в 2016 году осуществлялась деятельность, связанная с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей.
Расходы, финансируемые из федерального бюджета, на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 2 247,2 млн. рублей, или 92,9 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. В 2016 году 33,5 тыс. граждан были обеспечены данными выплатами.
Расходы на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни составили 17 829,9 млн. рублей, или 95,1 процента к показателям Федерального закона и 86,6 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. Фондом оплачены услуги по оказанию медицинской помощи в 2016 году медицинскими учреждениями:
на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности - 1 664 тыс. женщинам;
в период родов и в послеродовой период - 1 756,1 тыс. женщинам;
проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни - 2 257 тыс. услуг.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 7 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" остатки средств, образовавшиеся на 1 января 2017 года в результате неполного использования Фондом в 2017 году указанных бюджетных ассигнований, в сумме 1 823,8 млн. рублей будут использованы Фондом в 2017 году на те же цели.
Показатели использования межбюджетных трансфертов на выплаты, финансируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, приведены в приложениях 6, 7.
Расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2016 году составили 22 564,4 млн. рублей, или 95,4 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, что составляет 3,4 процента в общем объеме расходов.
На строительство инфраструктуры Фонда израсходовано 133,8 млн. рублей, или 73,8 процента предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью. Освоение в неполном объеме утвержденных ассигнований объясняется в основном невыполнением подрядчиками своих обязательств, а также снижением начальной (максимальной) цены контракта по некоторым региональным отделениям Фонда.
По подразделу "Другие вопросы в области социальной политики", включающему расходы на изготовление бланочной продукции, информационно-разъяснительную деятельность, прочие текущие расходы и направление Фондом в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1472, 1473, 1474 средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предоставление субсидий Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" в сумме 300,0 млн. рублей, автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификации" в сумме 100,0 млн. рублей, расходы составили 1 094,5 млн. рублей, или 93,1 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Экономия средств по данной статье сформировалась в основном за счет оптимизации расходов по прочим текущим расходам.
В соответствии с изложенным Фонд в 2016 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и государственных функций, делегированных Фонду.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год"
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.