Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 191636-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" разработан в целях дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
В соответствии с действующей редакцией части второй статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) осужденные к пожизненному лишению свободы имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов.
Законопроект предусматривает увеличение времени прогулки осужденных к пожизненному лишению свободы с полутора до трех часов в зависимости от условий отбывания наказания.
Реализуя один из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства - дифференциацию исполнения наказаний, законодатель установил разные условия отбывания наказания в исправительных колониях (далее - ИК) в зависимости от вида режима.
В связи с этим законопроектом предусматривается внести соответствующие изменения в статьи 118, 121, 123, 125, 127, 131 УИК.
Положениями статьи 93 УИК установлено, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 УИК. В связи с этим продолжительность прогулки, установленная для различных категорий осужденных, за исключением осужденных к пожизненному лишению свободы, варьируется от 1 часа до 2 часов в зависимости от условий содержания и поведения осужденного.
Так, осужденные к лишению свободы, водворенные в штрафной изолятор, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Осужденные, переведенные в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
Осужденным, не допускающим нарушения установленного порядка отбывания наказания в период их нахождения в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, время прогулки по постановлению начальника исправительного учреждения может быть увеличено до двух часов в день на срок до одного месяца.
При этом в соответствии со статьей 127 УИК вне зависимости от условий содержания осужденные к пожизненному лишению свободы имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа.
Кроме этого, в соответствии с частью первой статьи 127 УИК осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. Труд указанных осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах.
Таким образом, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, весь срок содержатся в камерах, в то время как осужденные к лишению свободы на определенный срок - в общежитиях. Содержание в помещениях камерного типа в строгих условиях отбывания наказания предусмотрено только в ИК особого режима, в ИК общего и строгого режима осужденные в строгих условиях содержатся в запираемых помещениях.
В строгие условия отбывания наказания в ИК общего, строго и особого режимов (за исключением лиц, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания) помещаются осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в то время как в ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы в строгие условия отбывания наказания помещаются все осужденные.
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду осужденные могут быть переведены в обычные условия по отбытии в строгих условиях в ИК общего режима 6 месяцев, в ИК строгого режима - 9 месяцев, в ИК особого режима - одного года. Время нахождения в строгих условиях в ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы составляет не менее 10 лет.
В своих докладах Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - Комитет) по итогам визитов в Российскую Федерацию указывает, что тюремное заключение, являющееся лишением свободы, само по себе представляет наказание. Условия содержания осужденных не должны усугублять страдания, испытываемые ими в заключении. В этом контексте Комитет подчеркнул, что цель наказания должна состоять в том, чтобы все заключенные могли проводить разумную часть дня (8 часов или больше) за пределами своих камер, будучи занятыми осмысленной деятельностью различного характера. Кроме того, Комитет обратил внимание на неприемлемость нахождения заключенных в камерах 23 часа из 24.
Подготовка законопроекта обусловлена в том числе необходимостью реализации рекомендаций Комитета, указанных в докладах по итогам визитов в Российскую Федерацию.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.