Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 192463-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - законопроект) разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ (далее федеральный закон 374-ФЗ) отдельным нормам законодательства Российской Федерации.
Статьей 12 федерального закона N 374-ФЗ были, в частности, внесены изменения в статью 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее федеральный закон 87-ФЗ).
Изменениями пунктов 1 и 4 статьи 4 федерального закона 87-ФЗ, были установлены обязанности экспедитора по проверке достоверности представляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Деятельность транспортно-экспедиторских компаний в части соблюдения указанных требований выявила, что они не выполнимы, а также, что эти требования содержат противоречия с действующим законодательством.
Во-первых, экспедитор не имеет возможности выполнить требования пункта 1 статьи 4 о проверке достоверности данных о физическом лице, которое является стороной договора транспортной экспедиции, без получения копии паспорта этого лица, либо иного документа, удостоверяющего его личность, а также получения согласия на обработку персональных данных этого физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверка экспедитором сведений о юридическом лице также возможна только при условии представления клиентом соответствующих документов.
В связи с этим пункт 1 статьи 5 федерального закона 87-ФЗ дополнен требованиями о представлении клиентом экспедитору копий следующих документов:
для физического лица - паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность, установленного законодательством Российской Федерации, и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
для юридического лица - устава юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора, оформленные надлежащим образом.
В целях подтверждения сведений на юридическое лицо, представленных клиентом, новой редакцией пункта 1 статьи 4 федерального закона 87-ФЗ предусматривается обязанность экспедитора сверить указанные сведения с данными выписки на юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае если клиентом является иностранное лицо, то в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта этим лицом должны быть представлены документы, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской деятельности, соответствующие требованиям, установленным статьей 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что получение экспедитором от клиента копий вышеуказанных документов с данными о физическом или юридическом лице не могут гарантировать стопроцентную достоверность этой информации с учетом возможных фальсификаций таких документов. В связи с этим, в новой редакции пункта 1 статьи 4 федерального закона 87-ФЗ в отношении данных о физическом лице и сведений о юридическом лице вместо слов "проверить достоверность информации" включены слова "проверить информацию".
Во-вторых, экспедитор не может осуществить проверку достоверности информации о свойствах грузов и об условиях их перевозки, установленных пунктом 4 статьи 4 федерального закона 87-ФЗ, поскольку данные грузы, как правило, отгружаются в значительном удалении от месторасположения экспедитора, в том числе с территории иностранного государства.
Проверка достоверности информации, указанной в документах на грузы, производится уполномоченными на это государственными органами и то, как правило, выборочно, в связи с пересечением Государственной границы Российской Федерации или в рамках процедур государственного транспортного и иного контроля.
Следует учитывать, что функцией экспедитора является организация перевозки груза от пункта отправления до пункта назначения, указанных клиентом в договоре. Экспедитор может иметь договорные отношения с сотнями, а крупные экспедиторские компании - с тысячами клиентов. Грузоотправители (клиенты) отгружают продукцию, которая произведена на десятках тысяч крупных, средних и малых предприятиях. При этом грузы упаковываются в контейнеры, пакеты или тару, которые, как правило, пломбируются грузовладельцем непосредственно на производстве, и в связи с этим доступ непосредственно к грузу экспедитору не возможен.
По указанным основаниям экспедитор не может проверить достоверность информации клиента о свойствах груза и об условиях его перевозки, установленных положениями пункта 4 статьи 4 действующего федерального закона N 87-ФЗ, в связи с чем в новой редакции указанного пункта данные требования к экспедитору не предусмотрены. Соответственно исключена его административная ответственность за нарушение указанных требований, имея в виду, что такая ответственность возлагается на клиента.
Необходимо отметить, что в соответствии с положениями части 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность экспедитора по проверке количества и состояния груза. Требований о проверке экспедитором достоверности информации о свойствах груза и об условиях их перевозки кодекс не содержит.
Учитывая, что именно производитель продукции (клиент) осуществляет упаковку и пломбирование груза, законопроектом установлена административная ответственность клиента за достоверность информации о свойствах грузов и об условиях их перевозки и иной информации, которую клиент представляет экспедитору в соответствии с пунктом 1 статьи 5 федерального закона 87-ФЗ.
Кроме того, поскольку недостоверная информация о свойствах груза может повлечь нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности, включая совершение актов незаконного вмешательства, статья 5 федерального закона 87-ФЗ дополнена положением (пункт 1.1) о том, что клиент за недостоверность информации о свойствах груза наряду с административной несет и уголовную ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" потребует внесения изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.