Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 192897-7 "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В предыдущей редакции пунктов 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - федеральный закон 87-ФЗ), были установлены обязанности экспедитора по проверке достоверности представляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Соответственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) был дополнен статьей 11.14.3, предусматривающей ответственность экспедитора за нарушения указанных требований.
Однако деятельность транспортно-экспедиторских компаний в части соблюдения указанных требований выявила, что они не выполнимы, а также, что эти требования содержат противоречия с действующим законодательством.
Во-первых, экспедитор не имеет возможности выполнить требования пункта 1 статьи 4 о проверке достоверности данных о физическом лице, которое является стороной договора транспортной экспедиции, без получения копии паспорта этого лица, либо иного документа, удостоверяющего его личность, а также получения согласия на обработку персональных данных этого физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверка экспедитором сведений о юридическом лице также возможна только при условии представления клиентом соответствующих документов.
В связи с этим пункт 1 статьи 5 федерального закона 87-ФЗ дополнен требованиями о представлении клиентом экспедитору копий следующих документов:
для физического лица - паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность, установленного законодательством Российской Федерации, и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
для юридического лица - устава юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора, оформленные надлежащим образом.
В случае если клиентом является иностранное лицо, то этим лицом должны быть представлены документы, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской деятельности, соответствующие требованиям, установленным статьей 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, экспедитор не может осуществить проверку достоверности информации о свойствах грузов и об условиях их перевозки, поскольку данные грузы, как правило, отгружаются в значительном удалении от месторасположения экспедитора, в том числе с территории иностранного государства.
Проверка достоверности информации, указанной в документах на грузы, производится уполномоченными на это государственными органами и то, как правило, выборочно, в связи с пересечением Государственной границы Российской Федерации или в рамках процедур государственного транспортного и иного контроля.
Следует учитывать, что функцией экспедитора является организация перевозки груза от пункта отправления до пункта назначения, указанных клиентом в договоре. Экспедитор может иметь договорные отношения с сотнями, а крупные экспедиторские компании - с тысячами клиентов. Грузоотправители (клиенты) отгружают продукцию, которая произведена на десятках тысяч крупных, средних и малых предприятиях. При этом грузы упаковываются в контейнеры, пакеты или тару, которые, как правило, пломбируются грузовладельцем непосредственно на производстве, и в связи с этим доступ непосредственно к грузу экспедитору не возможен.
Необходимо отметить, что в соответствии с положениями части 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность экспедитора по проверке количества и состояния груза. Требований о проверке экспедитором достоверности информации о свойствах груза и об условиях их перевозки кодекс не содержит.
Учитывая, что именно производитель продукции (клиент) осуществляет упаковку и пломбирование груза и экспедитор не имеет возможности проверить достоверность информации клиента о свойствах грузов и об условиях их перевозки в новой редакции пункта 4 статьи 4 федерального закона N 87-ФЗ данные требования к экспедитору были исключены.
Поскольку указанные выше требования к экспедитору в новой редакции статьи 4 федерального закона 87-ФЗ не предусмотрены, то законопроектом соответственно административная ответственность экспедитора за эти нарушения не предусмотрена, имея в виду, что такая ответственность пунктом 2 законопроекта возложена на клиента.
В этих целях пунктом 1 законопроекта первый абзац части 1 статьи 11.14.3 Кодекса изложен в новой редакции, в которой ответственность экспедитора за проверку достоверности представленной клиентом информации о свойствах груза и об условиях его перевозки, не установлена.
Учитывая, что именно производитель продукции (клиент) осуществляет упаковку и пломбирование груза, законопроектом установлена административная ответственность клиента за достоверность информации о свойствах грузов и об условиях их перевозки и иной информации, которую клиент должен представлять экспедитору в соответствии с пунктом 1 статьи 5 федерального закона 87-ФЗ.
В этих целях пунктом 2 законопроекта статья 11.14.3 Кодекса дополнена частями 3 и 4, которыми установлена административная ответственность клиента за нарушение требований, установленных Федеральным законом "О транспортной экспедиции", соразмерная ответственности, установленной частями 1 и 2 указанной статьи для экспедитора.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.