Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 190022-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) исполнил бюджет 2016 года в соответствии с целями, поставленными Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 365-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" (далее - Федеральный закон), со сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2016 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 1 657 619,6 млн. рублей, или 99,8% от размера, утвержденного Федеральным законом (1 661 679,7 млн. рублей). По сравнению с 2015 годом доходы увеличились на 84 076,2 млн. рублей, или на 5,3%.
Расходы бюджета Фонда за 2016 составили 1 590 150,9 млн. рублей, или 99,7% от размера, утвержденного Федеральным законом, и от уточненной сводной росписи (1 594 890,6 млн. рублей). Расходы бюджета Фонда уменьшились по сравнению с 2015 годом на 48 663,7 млн. рублей, или на 3%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты в объеме 25 441 млн. рублей (100% от размера, утвержденного Федеральным законом).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 17 818,9 млн. рублей (95% от размера, утвержденного Федеральным законом).
Бюджет Фонда за 2016 год исполнен с профицитом в размере 67 468,7 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2016 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2016 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2016 год |
Кассовое исполнение за 2016 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
уточненной сводной росписи |
|||||
Доходы |
1 661 679,7 |
- |
1 657 619,6 |
99,8 |
- |
Расходы |
1 594 890,6 |
1 594 890,7 |
1 590 150,9 |
99,7 |
99,7 |
Профицит |
66 789,1 |
67 468,7 |
67 468,7 |
- |
100,0 |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2016 году составила 98%. Страховые взносы на ОМС в 2016 году поступили на общую сумму 1 624 176,7 млн. рублей, или 99,3% от размера, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2015 годом объем их поступлений вырос на 86 542,5 млн. рублей, или на 5,6%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
С 2015 года снято ограничение с предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОМС работающего населения. В результате принятых изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) указанные страховые взносы уплачивались плательщиками со всех сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ).
Основной категорией плательщиков страховые взносы уплачивались исходя из тарифа страхового взноса в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков страховых взносов - исходя из пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьями 58, 58.1, 58.4, 58.5 Федерального закона N 212-ФЗ.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2016 год составил 995 209,8 млн. рублей, или 99% от объема, утвержденного Федеральным законом, в результате в бюджет Фонда недопоступило 9697,4 млн. рублей.
По сравнению с 2015 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 73 861 млрд. рублей, или на 8%. Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации в 2016 году коэффициент сбора сложился на уровне 0,984.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2016 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2016 год составил 617 754,2 млн. рублей, или 100% от утвержденного годового объема (617 709,2 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ исходя из численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля 2015 г. в субъектах Российской Федерации и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". По сравнению с 2015 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 1468,7 млн. рублей, или на 0,2%.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 8,9 млн. рублей, в том числе:
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 3,7 млн. рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,5 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 4,7 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 243,1 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 56,1 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 184,6 млн. рублей;
поступления по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по распределенным доходам - 0,03 млн. рублей;
денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48 - 51 Федерального закона N 212-ФЗ, - 3,9 млн. рублей;
денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, а также бюджетного законодательства - 0,2 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 2,3 млн. рублей;
прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба - 0,6 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2016 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей, составила 25 441 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 7747,2 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (91,7%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2016 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 1 458 573,5 млн. рублей, что составляет 100% от размера, утвержденного Федеральным законом.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь
В 2016 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда в федеральный бюджет было направлено 94 361 млн. рублей, в том числе:
88 961 млн. рублей - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1478 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2016 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет";
5 400 млн. рублей - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1477 "О предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования".
Расходы на единовременные компенсационные выплаты
В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ (часть 12.1 статьи 51) в 2016 году из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов направлялись иные межбюджетные трансферты по заявкам уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим работать в сельскую местность.
Распределение указанных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 2768-р, которое в том числе предусматривало нераспределенный резерв в размере 297,2 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2016 году составили 2941,8 млн. рублей или 91,9% к утвержденному бюджету. Средства из резерва в общем размере 296,4 млн. рублей были направлены бюджетам территориальных фондов 29 субъектов Российской Федерации, перевыполнившим установленные указанным распоряжением объемы.
По итогам 2016 года на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки привлечено 4922 медицинских работника.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2016 году перечислено по заявочному принципу 17 818,9 млн. рублей (95% от запланированного объема). Общее количество родовых сертификатов, предъявленных к оплате за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности и родов, а также за проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, составило порядка 5,7 млн.
Указанные средства направлялись медицинскими организациями на оплату труда, а также на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Данные мероприятия позволили укрепить материально-техническую базу женских консультаций и родильных домов в целях улучшения качества оказания медицинских услуг женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период.
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2016 году составили 894,2 млн. рублей, или 35,8% от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2016 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 13,8 млн. полисов, из них 1,4 млн. - электронные, более 12,4 млн. - бумажные.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2016 году составили 561,6 млн. рублей, или 78,1% к утвержденным объемам, из них: на содержание аппарата Фонда - 529,8 млн. рублей (82,6%), на переподготовку и повышение квалификации кадров - 9,9 млн. рублей (78,6%), на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам - 14,4 млн. рублей (93,3%), на уплату взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения - 6,8 млн. рублей (100,6%), на осуществление международной деятельности - 0,7 млн. рублей (41,1%).
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.