Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1050405-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и установить особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, относящихся к категории микропредприятий.
В соответствии с новой редакцией части первой статьи 309 и частью третьей новой статьи 309.2 Кодекса при заключении трудового договора впервые работодатель (физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или организация) может не оформлять трудовую книжку работнику. По нашему мнению, указанные положения проекта необходимо согласовать с частью четвертой статьи 65 Кодекса, согласно которой при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем.
Согласно новой редакции части первой статьи 309 и части третьей новой статьи 309.2 Кодекса по соглашению сторон трудового договора сведения о работе могут не вноситься в трудовую книжку работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка может не оформляться. Полагаем, что в проекте необходимо предусмотреть норму, которая бы регулировала ситуацию, если сторонами трудового договора такое соглашение достигнуто не будет (см., например, часть седьмую статьи 312.2 Кодекса).
Новой частью пятой статьи 303 и частью первой новой статьи 309.2 Кодекса установлено, что работодатель (физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или организация) может не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 Кодекса), в этом случае положения и условия, которые в соответствии с Кодексом регулируются локальными нормативными актами, будут включаться в трудовой договор. Указанные положения проекта необходимо согласовать, например, с нормами пункта 8 части первой статьи 86, части первой статьи 190, абзаца 23 части второй статьи 212 Кодекса, которыми установлены императивные нормы в отношении принятия работодателем соответствующих локальных нормативных актов. Кроме того, по нашему мнению, возможность закрепления в трудовом договоре положений и условий, которые в соответствии с Кодексом регулируются локальными нормативными актами, нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку не ясно, как в трудовом договоре будет возможно закрепить тот объем прав и обязанностей сторон трудового договора, который в настоящее время регулируется через локальные нормативные акты.
Проектом предусматривается возможность внесения записи о дате и об основании прекращения трудового договора в трудовой договор (см. новую редакцию части первой статьи 309 и части третьей новой статьи 309.2 Кодекса), полагаем, что данное положение законопроекта нуждается в доработке с точки зрения норм части первой статьи 67 Кодекса, согласно которой трудовой договор составляется в двух экземплярах. Также проектом предусматривается, что произведенная в трудовом договоре запись о дате и об основании прекращения трудового договора заверяется печатью работодателя (при наличии печати). В этой связи не ясно, каким другим образом будет заверена произведенная в трудовом договоре запись о дате и об основании прекращения трудового договора в случае отсутствия у работодателя печати.
Кроме того, в тексте проекта федерального закона используется понятие "категория микропредприятия". Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства указываются сведения о категории малого и среднего предпринимательства (микропредприятии, малом предприятии или среднем предприятии) (см. пункт 5 части 3 статьи 4.1 указанного Федерального закона). В связи с этим необходимо привести текст проекта федерального закона в соответствие с указанным Федеральным законом.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.