Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1050405-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1050405-6 предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающие особенности правового регулирования трудовых отношений с работниками, работающими у физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и относящихся к категории микропредприятий, а также в организациях, которые относятся к категории микропредприятий. С этой целью, в частности, предлагается дополнить ТК РФ новой главой 48.1 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях, которые относятся к категории микропредприятий".
В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту отмечается, что он разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации о подготовке предложений по применению на микропредприятиях типовой формы трудового договора взамен ведения кадрового делопроизводства.
Законопроектом предусматривается, что работодатель, относящийся к категории микропредприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации, может не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а включать соответствующие положения в трудовой договор. Типовая форма трудового договора утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кроме того, по соглашению сторон трудового договора сведения о работе у работодателя, относящегося к категории микропредприятий, могут не вноситься в трудовую книжку работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка работнику может не оформляться. В этих случаях в трудовой договор производится запись о дате и основании прекращения трудового договора, заверенная печатью работодателя (при ее наличии). Соглашением сторон также определяется место хранения трудовой книжки - у работника или у работодателя.
Согласно положениям пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) к микропредприятиям относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 120 млн. рублей.
Для отнесения к микропредприятиям хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств выдвигается еще ряд требований в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Помимо этого, отдельные категории хозяйственных обществ, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, а также зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели и индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, также относятся к микропредприятиям.
Концепция законопроекта, заключающаяся в принятии мер по сокращению кадрового делопроизводства на микропредприятиях, возражений не вызывает.
В то же время, текст законопроекта нуждается в определенной доработке с учетом ряда обстоятельств.
Во-первых, ТК РФ не всегда содержит прямые указания о том, что те или иные акты, принимаемые работодателем, являются локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нет единого понимания этого вопроса ни в науке трудового права, ни у правоприменителей.
К таким актам относятся, в частности:
- график ежегодных оплачиваемых отпусков (ч. 2 статьи 123 ТК РФ);
- документы организации, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (п. 8 статьи 86 ТК РФ);
- инструкции для работников по охране их труда (ч. 2 статьи 212 ТК РФ).
Во-вторых, содержание не всех локальных нормативных актов можно отразить в трудовых договорах.
Например, график ежегодных оплачиваемых отпусков (ч. 2 статьи 123 ТК РФ), как следует уже из его наименования, должен составляться ежегодно. Не ясно, как могут быть заменены положениями трудового договора локальные нормативные акты, определяющие порядок и форму участия работников, их представителей в управлении организацией (статья 53 ТК РФ).
Таким образом, норму об освобождении всех работодателей, относящихся к категории микропредприятий, от обязанности принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, следует конкретизировать.
Требуют уточнения и другие нормы законопроекта.
Так, законопроектом предусматривается, что в случае изменения категории микропредприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации работодатель должен привести регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствие с общими правилами, установленными ТК РФ, не позднее четырех месяцев с даты изменения категории в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Таким образом, в силу столь длительного срока, требующегося для подтверждения или изменения категории микропредприятия, на практике не исключена ситуация, когда работодатель, уже фактически не являясь микропредприятием, будет неоправданно продолжать пользоваться соответствующим правовым режимом в отношении ведения кадрового делопроизводства и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Изменения, предлагаемые законопроектом в статьи 8, 66, 135 ТК РФ, представляются не вполне редакционно удачными, поскольку порождают множественность прочтения и толкования соответствующих норм.
Изменения, предлагаемые законопроектом в часть первую статьи 309 ТК РФ, создают правовой пробел и сужают круг субъектов, на которых распространяется действие указанной нормы. Данные изменения относятся лишь к такой узкой категории работодателей, как физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые относятся к категории микропредприятий. При этом согласно абз. 1 и 2 ч. 5 статьи 20 ТК РФ для целей ТК РФ работодателями - физическими лицами признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Таким образом, под термином "работодатели - индивидуальные предприниматели" в статье 20 ТК РФ и в действующей редакции части первой статьи 309 ТК РФ понимается более широкий круг лиц, нежели предлагается законопроектом.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту высказывает ряд замечаний и предложений по доработке законопроекта и, в частности, подчеркивает, что положения о внесении изменений в часть первую статьи 309 ТК РФ и часть третью новой статьи 309.2 необходимо согласовать с частью четвертой статьи 65 ТК РФ, согласно которой при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем. Положения законопроекта о внесении записи о дате и об основании прекращения трудового договора в трудовой договор нуждаются в доработке с точки зрения норм части первой статьи 67 ТК РФ, согласно которой трудовой договор составляется в двух экземплярах. Кроме того, по мнению Правового управления, возможность закрепления в трудовом договоре положений и условий, которые в соответствии с ТК РФ регулируются локальными нормативными актами, нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку не ясно, как в трудовом договоре будет возможно закрепить тот объем прав и обязанностей сторон трудового договора, который в настоящее время регулируется через локальные нормативные акты.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает рассматриваемый законопроект.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении сообщает, что рассматриваемый законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению.
Все высказанные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1050405-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.