Заключение Счетной палаты РФ от 10 мая 2016 г. N ЗСП-95/03-02
на проект федерального закона N 1029587-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1029587-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 апреля 2016 г. N 294).
Законопроектом предусматривается:
отнесение расходов на проведение оценки профессиональной квалификации работников налогоплательщика на соответствие профессиональным стандартам, осуществляемой на основании договора об оказании услуг в соответствии с трудовым законодательством, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (налог на прибыль организаций);
освобождение налогоплательщика от уплаты налога на доходы физических лиц с суммы платы за проведение оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам;
включение в состав расходов, учитываемых при предоставлении социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, сумм, уплаченных в налоговом периоде налогоплательщиком за оценку своей квалификации на соответствие профессиональным стандартам в организациях, уполномоченных на ведение такой деятельности.
При отнесении расходов на оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам к прочим расходам необходимо учитывать, что эта оценка осуществляется на основании возмездного договора об оказании таких услуг. Так, согласно статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик наделен правом уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Таким образом, предлагаемые законопроектом положения фактически дублируют общие положения о принятии расходов к учету, поскольку, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, если указанные расходы подтверждены документально (договором об оказании услуг, документом, подтверждающим оплату указанных услуг) и отвечают критерию экономической обоснованности, то они будут учитываться при налогообложении прибыли.
Кроме того, законопроектом предлагается в части налога на прибыль организаций установить порядок отнесения указанных расходов к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, аналогичный порядку, установленному для расходов на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщиков (пункты 1 и 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем подпунктом 2 пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика в случае прекращения трудового договора с физическим лицом до истечения одного года с даты начала его действия включить во внереализационные доходы сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы.
При этом законопроектом не предусматривается аналогичная обязанность в отношении суммы платы за независимую оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам в случае расторжения трудового договора с физическим лицом до истечения одного года.
В отношении предлагаемого освобождения налогоплательщика от уплаты налога на доходы физических лиц с сумм платы за проведение оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам и включения в состав социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сумм платы за проведение такой оценки необходимо отметить, что проведение такой оценки не носит обязательного характера и может осуществляться в интересах самого налогоплательщика и по его инициативе, при том что указанная плата никак не связана с повышением образовательного уровня таких налогоплательщиков, а взимается за подтверждение и оценку уже имеющихся знаний, умений и навыков.
Таким образом, каких-либо экономических и правовых оснований для предоставления налогоплательщику освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц и включения в состав социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сумм платы за проведение оценки квалификации не усматривается.
Кроме того, Счетная палата Российской Федерации полагает, что реализация положений законопроекта может привести к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, размер и источники возмещения которых в материалах, приложенных к законопроекту, не указаны.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.