Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(по вопросу права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации),
внесенный депутатом Государственной Думы Я.В. Зелинским
(утв. решением Комитета от 12 апреля 2016 г. N 141/3)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается предоставить членам Совета Федерации - представителям соответствующих субъектов Российской Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от соответствующих субъектов Российской Федерации, право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Согласно пункту 1 действующей редакции статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) субъектами права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации выступают:
а) депутаты данного законодательного органа субъекта Российской Федерации;
б) высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) данного субъекта Российской Федерации;
в) представительные органы местного самоуправления, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данный круг субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации является основным и присутствует во всех субъектах Российской Федерации.
Помимо обязательного круга субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации с учетом самостоятельности субъектов Российской Федерации в организации осуществления государственной власти конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством уже предусмотрена возможность наделения членов Совета Федерации правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, причем диспозитивно, что отвечает конституционным принципам федерализма.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального Закона N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. При этом одними из основополагающих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (пункт "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ). Учитывая данные нормы, императивное наделение правом законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации депутатов Государственной Думы нуждается в дополнительном обсуждении.
Кроме этого Комитет обращает внимание на наличие конституционно-правовых различий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В федеративных государствах парламенты, как правило, состоят из двух палат, одна из которых является органом представительства субъектов федерации. В парламенте России такой палатой является Совет Федерации. В его состав входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 95 Конституции Российской Федерации).
Отсюда следует, что члены Совета Федерации выражают в своей деятельности интересы органов государственной власти представляемых ими регионов, осуществляя, в том числе, законодательную связку между ними и Федеральным Собранием Российской Федерации, поэтому участие их в законодательном процессе на региональном уровне может быть целесообразным.
Что же касается депутатов Государственной Думы, то они представляют интересы населения, проживающего на подведомственной им территории, населения своего избирательного округа в Федеральном Собрании Российской Федерации, где и осуществляют законодательные полномочия. Поэтому наделение их правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации является спорным (таким правом уже наделены депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, также представляющие население своего избирательного округа, но в региональном законодательном собрании).
Комитет также отмечает, что аналогичный по содержанию проект федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ранее внесенный депутатом Государственной Думы В.С.Золочевским, уже рассматривался Государственной Думой и был отклонен (Постановление от 11 ноября 2015 года N 7545-6 ГД).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный депутатом Государственной Думы Я.В.Зелинским.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.