Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 196380-7 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктами "б", "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; административное, административно-процессуальное законодательство; законодательство об охране окружающей среды.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 57 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) (статья 1) регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия.
Как следует из абзаца двадцать четвертого ст. 2 Закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия является техническим регулированием.
Абзацем двадцать пятым названной выше статьи установлено, что документом, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), является технический регламент.
На сегодняшний день полномочия по осуществлению государственного надзора в области технического состояния аттракционов федеральным законодательством ни за одним из органов государственной власти не закреплены.
Данное обстоятельство подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2010 N 5-Г10-51.
Следствием отсутствия уполномоченного органа, осуществляющего надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники и их вспомогательных устройств, является в том числе увеличение несчастных случаев при эксплуатации аттракционов (города Благовещенск, Севастополь, Самара и др.).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Анализ правового регулирования указанных правоотношений показал, что в ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления технического надзора и контроля за соответствием аттракционной техники региональными органами государственной власти.
Так, постановлением Правительства города Москвы от 08.09.2009 N 960-пп утверждено Положение об объединении административно-технических инспекций города Москвы, согласно которому осуществление надзора за техническим состоянием аттракционной техники возложено на административно-технические инспекции.
Необходимо отметить, что с 01.07.2010 в Российской Федерации действует "ГОСТ Р 53130-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность аттракционов. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 552-ст), с 01.01.2005 - "ГОСТ Р 52170-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность аттракционов механизированных. Основные положения по проектированию стальных конструкций" (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.2003 N 395-ст).
Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.09.2016 N 137 одобрен проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов".
Учитывая разнообразие и специфичность видов аттракционной техники (водные аттракционы, механизированные, оборудование надувное игровое, аттракционы стрелковые, аттракционы для детей, а также вспомогательные устройства для развлечений, используемые в парках аттракционов или совместно с аттракционами, например, такие, как платформы, лестницы, настилы, ограждения, временные трибуны, палатки, шатры, навесы, рекламные стойки и подобные им аттракционы, и устанавливаемые в парках, торгово-развлекательных центрах, ярмарках и других общественных местах), необходимо определить ее в качестве предмета государственного надзора, осуществляемого одним органом государственной власти.
Так, например, в случае отнесения отдельных видов аттракционной техники к опасным производственным объектам (объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), колесо обозрения) в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" деятельность по эксплуатации таких аттракционов должна являться объектом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Однако Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, не содержит положений об осуществлении указанной службой надзора за безопасной эксплуатацией аттракционов.
Таким образом, в целях унификации и совершенствования нормативной правовой базы в названной выше сфере правового регулирования, а также защиты жизни и здоровья граждан при использовании аттракционов и их вспомогательных устройств на территории Российской Федерации полагаем необходимым внести соответствующие изменения в подпункт 57 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.