Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195446-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Ограничение доступа к информационным ресурсам осуществляется российскими операторами связи по требованию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на основании судебных актов или решений уполномоченных органов в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Ограничение доступа к информационным ресурсам, сайтам, страницам сайтов в сети "Интернет", - мера, которая применяется с целью оказать воздействие на поведение субъектов информационных правоотношений, а именно:
пресечь распространение информации, запрещенной или незаконно распространяемой на территории России;
обеспечить исполнение установленных законом требований.
Сложившаяся с 2012 года практика применения меры выявила недостаточную эффективность блокировок - полностью достичь целей не удается.
Достижению эффективности применения соответствующих правовых норм, в частности, препятствуют:
возможность обнаружить ссылки на заблокированные ресурсы в результатах поисковых выдач поисковых систем;
возможность использовать технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным информационным ресурсам.
На операторов поисковых систем не возложена обязанность прекращать выдачу ссылок на заблокированные сайты.
С целью получения доступа к заблокированным информационным ресурсам используются технологии, которые направляют трафик российских Интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети и пр.
Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует законодательно установленный запрет использовать технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным в России информационным ресурсам, однако доступ к некоторым сайтам, позволяющим "обходить блокировки", ограничен на основании решений российских судов.
Технологии направления трафика российских Интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети легальны, существует широкий спектр возможностей их правомерного применения, однако данные технологии используются с целью получения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен на законном основании.
В целях повышения эффективности ограничения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым в России ограничен на законном основании, с учетом возможностей легального использования технологий, используемых для "обхода блокировок", настоящим проектом предлагается:
1) установить запрет обеспечивать использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет", доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен;
2) с целью исполнения владельцами таких сетей, систем и программ для ЭВМ указанного запрета предоставлять им доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории России;
3) установить меры административного принуждения, обеспечивающие исполнение установленного запрета:
за неисполнение требования Роскомнадзора исполнить запрет в течение 30 дней - ограничение доступа к информационным ресурсам, предоставляющим доступ к сетям, системам, программам для ЭВМ, используемым для "обхода блокировок".
Предлагаемый настоящим проектом механизм ограничения доступа к информационным ресурсам на основании решений Роскомнадзора внедряется с целью предотвращения наступления вредных последствий от использования "средств обхода блокировок" (к возможным вредным последствиям относятся распространение запрещенной информации, экстремистских материалов, нарушение исключительных прав, и т.п.) и не исключает возможность последующего обжалования таких решений в судебном порядке.
В части регулирования деятельности операторов поисковых систем, способствующей обнаружению ссылок на заблокированные ресурсы, проект федерального закона предлагает:
1) возложить на операторов поисковых систем обязанность прекращать на территории России выдачу ссылок на заблокированные в России информационные ресурсы;
2) в целях содействия исполнению операторами поисковых систем указанного запрета - предоставлять им доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории России.
Кроме того, проект предлагает отменить обнаруживающие свою неэффективность положения, регулирующие распространение блогерами общедоступной информации в сети "Интернет".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.