Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195567-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) направлен на устранение ограничений, влияющих на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, сдерживающих экспортные поставки российской продукции на зарубежные рынки.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена недавно введенными ограничениями при производстве и обороте пивоваренной продукции. 23 июня 2016 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 23.06.2016 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно документу, "с 1 января 2017 года не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров". Реализация алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров не допускается с 1 июля 2017 г.
Новая законодательная норма, ограничившая максимальный размер ПЭТ-упаковки 1,5 литрами, не учитывает важное направление пивоваренной индустрии - развитие производства пивоваренной продукции в ПЭТ упаковке, предназначенной на экспорт в страны, где нет ограничений на размер пластиковой тары. В настоящее время пиво в ПЭТ объемом более 1,5 литра поставляется в ряд стран (Китай, Монголию, Киргизию и др.), где пользуется широким спросом упаковка объемом 2,3 литра. Экспорт пивоваренной продукции активно развивается и имеет перспективы роста, что соответствует утвержденным Правительством РФ "Основным направлениям развития экспорта на период до 2030 года".
Сегодня поддержка экспорта, особенно в несырьевом секторе рассматривается Правительством РФ как важнейшая составляющая государственной экономической, промышленной политики, как принципиальное условие успешной реализации отраслевых стратегий и программ. Поставлены конкретные цели, обеспечить среднегодовые темпы прироста несырьевого экспорта России в период действия Основных направлений на уровне не менее 6 процентов для несырьевых товаров. Кроме того, Президентом РФ обозначена комплексная задача повышения конкурентоспособности экспортной продукции, обеспечения конкурентоспособных условий деятельности российских компаний на внешних рынках, что свидетельствует об усилении конкурентных аспектов национальной экспортной политики.
В 2015 г. в товарной структуре экспорта российских алкогольных и безалкогольных напитков доля пива составила 25 процентов и в стоимостном выражении, по данным таможенной статистики, оценивалась в 105 млн. долларов США. По оценкам Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции, общий объем экспорта пива из Российской Федерации в ПЭТ-таре свыше 1,5 литра в среднем составляет 7,5-8 млн. дал в год.
В 2016 г. доля экспорта пива в ПЭТ-таре в среднем составила около 25 процентов, при этом 10 процентов - это ПЭТ более 1,5 литра. Однако, для ряда предприятий в силу отдаленного расположения от производств разных видов упаковки доля производства и экспорта пива в ПЭТ достигает 80 процентов. В частности, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке полностью отсутствует производство стеклянных бутылок и алюминиевых банок. В связи с сокращением внутреннего рынка пива и необходимостью стимулировать местное производство для эффективной загрузки предприятий производство пива в ПЭТ-таре на экспорт становится вопросом выживания для таких производственных площадок в связи с острой нерентабельностью производства.
Китайский экспортный рынок сегодня имеет один из наиболее высоких интегральных показателей значимости. При этом эксперты пивоваренного рынка отмечают растущий спрос на отечественную пивоваренную продукцию за рубежом и популярность российского пива в ПЭТ упаковке в Китае и Монголии.
|
Экспорт пива в ПЭТ свыше 1,5л из России (дал) |
|||
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Украина |
81 000 |
334 360 |
3 100 000 |
6 000 000 |
Монголия |
1 852 000 |
1 321 200 |
1 010 667 |
1 106 667 |
Китай |
95 000 |
159 000 |
425 333 |
762 667 |
Белоруссия |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
517 333 |
Абхазия |
78 000 |
87 600 |
132 000 |
150 000 |
Другие |
256 000 |
306 900 |
162 100 |
150 000 |
Итого: |
2 362 000 |
2 209 060 |
4 830 100 |
8 686 667 |
В этой связи, с целью стимулирования развития экспортного потенциала России необходимо устранить ограничения для российского экспорта пивоваренной продукции и снять ограничения на производство алкогольной продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра, предназначенной для поставки за пределы Российской Федерации, с целью сохранения уровня загрузки производства субъектов хозяйственной деятельности и занятости работников. Это не противоречит сути закрепленного ограничения для внутреннего рынка, поскольку производство алкогольной продукции и его оборот фиксируются в системе ЕГАИС, и регулятор располагает детальной информацией об алкогольной продукции с момента розлива до отгрузки, включая наименование, объем и тару продукции. Производитель отмечает в системе ЕГАИС, что продукция, предполагаемая к вывозу за пределы Российской Федерации, не будет облагаться акцизом, а также на этапе отгрузки указывает относительно данной партии экспортный маркер. В систему также вносятся данные грузополучателя, т.е. указывается информация о зарубежных контрагентах, для которых алкогольная продукция предназначена. Таким образом, предлагаемые изменения не ставят под угрозу запрет на розничную продажу пивоваренной продукции в ПЭТ упаковке объемом более 1.5 л. на внутреннем рынке, но дают возможность отрасли наращивать экспортный потенциал на рынках тех стран, где подобные ограничения отсутствуют.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.