Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Доходы федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства о налогах и сборах и законодательства об иных обязательных платежах (статья 39 Бюджетного кодекса), а также проектов федеральных законов, предусматривающих изменение с 1 января 2017 года нормативов зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отдельных налоговых и неналоговых доходов.
О совершенствовании системы налогообложения добычи нефти. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.
Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.
С целью ограничения стимулов к завышению затрат и минимизации выпадающих доходов бюджета вычитаемые расходы для зрелых месторождений ограничиваются величиной 9 520 рублей на тонну добытого углеводородного сырья, индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения.
Рассмотрев расходы федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в части вопросов ведения Комитета, сообщаем следующее. Решением Совета Государственной Думы (Протокол N7 заседания Совета Государственной Думы от 28 октября 2016 года) Комитет Государственной Думы по энергетике определен ответственным за рассмотрение Государственной программы Российской Федерации N 22 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, соисполнителем) и Государственной программы Российской Федерации N 30 "Энергоэффективность и развитие энергетики", включенных в перечень государственных программ, рассматриваемых в рамках настоящего законопроекта.
Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12 и разработана для реализации крупномасштабных государственных мероприятий по закреплению и расширению глобальных преимуществ, которыми обладает российская атомная энергетика и промышленность, обновлению научно-технологического потенциала ядерного оружейного комплекса, сохранению стратегических интересов и решению геополитических задач, которые имеют решающее значение для надежного обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" представлены в таблице 1.
Таблица 1.
млн. рублей | ||||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
||||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
|
Всего |
70 442,4 |
71 404,5 |
101,4 |
64 584,3 |
90,4 |
62 194,9 |
96,3 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций" |
23 530,1 |
22 719,0 |
96,6 |
22 058,8 |
97,1 |
20 912,9 |
94,8 |
|
Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" |
2 575,5 |
2 422,3 |
94,1 |
2 772,7 |
114,5 |
2 357,7 |
85,0 |
|
Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" |
5 361,3 |
7 993,6 |
149,1 |
5 351,7 |
66,9 |
5 469,5 |
102,2 |
|
Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" |
260,7 |
245,2 |
94,1 |
237,5 |
96,8 |
232,3 |
97,8 |
|
Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" |
18 415,1 |
17 401,9 |
94,5 |
17 315,6 |
99,5 |
17 131,3 |
98,9 |
|
Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
7 217,7 |
7 546,7 |
104,6 |
4 414,0 |
58,5 |
2 757,8 |
62,5 |
|
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
13 081,9 |
13 075,8 |
100,0 |
12 434,1 |
95,1 |
13 333,3 |
107,2 |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" в 2017 году по отношению к 2016 году увеличены на 2 632,3 млн. рублей, в 2018 году по сравнению с 2017 годом уменьшены на 2 641,9 млн. рублей, что обусловлено выделением в 2017 году дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию проекта ИТЭР в объеме 2 700,0 млн. рублей, в том числе 1 129,3 млн. рублей на осуществление денежного взноса Российской Федерации в международную организацию ИТЭР (далее - денежный взнос) и 1 570,7 млн. рублей на осуществление взноса в виде поставок оборудования, материалов, компонентов и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - взнос в натуральной форме).
Увеличение денежного взноса Российской Федерации в реализацию проекта при сохранении её доли в проекте на уровне 9,09 % обусловлено принятием Советом ИТЭР увеличенного относительно уровня 2016 года бюджета Международной организации ИТЭР (МО ИТЭР) на 2017 и 2018 годы. Рост расходной части бюджета вызван началом второй фазы строительства реактора в соответствии с графиком работ, который предусматривает получение первой плазмы на ИТЭР в конце 2025 года.
Увеличение взноса в натуральной форме обусловлено необходимостью выполнения в полном объёме российской части обязательств по разработке, изготовлению, испытаниям, транспортировке и поставке оборудования и систем реактора, выполнению НИОКР, направленных на доведение конструкторско-технологических характеристик изготавливаемых систем и оборудования до заданных стандартов безопасности с учётом новых требований МО ИТЭР, уточнённых в том числе по результатам анализа аварии на АЭС "Фукусима".
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 811,1 млн. рублей, в 2018 году на 660,2 млн. рублей, в 2019 году на 1 145,9 млн. рублей,
В рамках подпрограммы реализуются мероприятия по завершению строительства энергоблоков высокой степени готовности и строительства новых энергоблоков атомных электростанций (в том числе атомных станций малой мощности), направленные на обеспечение стабильного энергобаланса регионов и гарантированного тепло- и энергоснабжения потребителей на территории Российской Федерации.
По результатам проведенной приоритизации Госкорпорацией "Росатом" осуществлено перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями государственной программы исходя из степени их влияния на социально-экономическое развитие страны.
Учитывая необходимость выполнения государственных обязательств по гарантированному энергоснабжению и социальной стабильности в Чукотском автономном округе в условиях вывода из эксплуатации начиная с 2019 года действующих энергомощностей Билибинской АЭС, мероприятие по сооружению плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в г. Певеке Чукотского автономного округа признано имеющим высокую степень социально-экономической значимости, в связи с чем финансирование сооружения ПАТЭС осуществляется в приоритетном порядке и на 2017 год предусмотрено в полном объеме.
Ресурсное обеспечение открытой части подпрограммы "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшено на 1 013,2 млн. рублей, в 2018 году на 86,3 млн. рублей, в 2019 году на 184,3 млн. рублей:
параметры финансового обеспечения основного мероприятия "Содержание объектов федерального государственного унитарного предприятия атомного флота, связанных с использованием атомной энергии" в 2017 году уменьшены на 276,0 млн. рублей, в 2018 году на 330,9 млн. рублей, в 2019 году на 1 008,4 млн. рублей, что обусловлено уточнением графика поставки ядерного топлива для строящихся атомных ледоколов;
объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Строительство атомных ледоколов" в 2017 году уменьшены на 737,3 млн. рублей, в 2018 году увеличены на 244,6 млн. рублей, в 2019 году на 824,1 млн. рублей в соответствии с уточнённым графиком строительства универсальных атомных ледоколов.
По результатам проведенной Госкорпорацией "Росатом" приоритизации расходов:
параметры ресурсного обеспечения подпрограммы "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами" в рамках основного мероприятия "Обращение с радиоактивными отходами, включая радиоактивные отходы, образующиеся в бюджетных организациях" по сравнению с уровнем 2016 года в 2017 году уменьшены на 153,2 млн. рублей, в 2018 году увеличены на 197,2 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 217,8 млн. рублей (общее сокращение объемов финансирования приведет к уточнению графиков сбора отработавших источников ионизирующего излучения, передаваемых бюджетными организациями на централизованное хранение);
параметры ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" по отношению к действующему паспорту ФЦП сокращены: в 2017 году - на 3,5 млрд рублей, в 2018 году - на 4,0 млрд рублей, в 2019 году - на 4,2 млрд рублей (произведено перераспределение в условиях приоритизации расходов, в том числе в рамках самой ФЦП); при этом объёмы бюджетного финансирования ФЦП в период 2016 году уже сокращены на 6,2 млрд рублей по отношению к действующему паспорту ФЦП;
параметры ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" по отношению к действующему паспорту ФЦП сокращены: в 2017 году - на 0,1 млрд рублей, в 2018 году - на 3,3 млрд рублей, в 2019 году - на 4,1 млрд рублей (в рамках приоритизации расходов обеспечено бюджетное финансирование объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в период 2017 - 2019 годов, в полном объёме, за счёт сокращения финансирования в 2018 и 2019 годах строительства двух крупных объектов с более поздними сроками ввода в эксплуатацию - при этом сокращение финансирования приводит к смещению сроков ввода этих объектов на 1 год).
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" на 2017 - 2019 годы в целом определены исходя из уровня 2016 года с учетом общих подходов к формированию законопроекта.
Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 512-р. Ответственный исполнитель государственной программы - Минэнерго России, участник - Минпромторг России. Целью государственной программы является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) на окружающую среду.
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" представлены в таблице 2.
Таблица 2.
млн. рублей | ||||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
||||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
|
Всего |
9 630,0 |
8 011,2 |
83,2 |
5 635,5 |
70,3 |
5 531,5 |
98,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
73,8 |
63,8 |
86,5 |
63,8 |
100,0 |
63,8 |
100,0 |
|
Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики" |
3 121,2 |
2 215,6 |
71,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
|
Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" |
3 457,0 |
2 940,2 |
85,1 |
3 055,4 |
103,9 |
2 959,5 |
96,9 |
|
Подпрограмма "Развитие использования возобновляемых источников энергии" |
15,0 |
14,1 |
94,0 |
13,7 |
96,8 |
13,4 |
97,8 |
|
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" |
2 962,9 |
2 777,5 |
93,7 |
2 502,6 |
90,1 |
2 494,8 |
99,7 |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год.
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", предусмотренные в законопроекте, составят в 2017 году 8 011,2 млн. рублей, в 2018 году - 5 635,5 млн. рублей, в 2019 году - 5 531,5 млн. рублей.
В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года уменьшены на 1 618,8 млн. рублей, в 2018 году к уровню 2017 года на 2 375,7 млн. рублей, в 2019 году относительно 2018 года на 104,0 млн. рублей.
В подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" содержатся 5 основных мероприятий, включая разработку нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы управления в области энергосбережения, информационное обеспечение, пропаганду и поддержку мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации. Проектом федерального закона о бюджете на 2017 - 2019 планируется направить лишь 191,5 млн. рублей, что составляет примерно 1,1% от запланированных ранее объемов, причем указанный объем бюджетных ассигнований направлен исключительно на реализацию только одного из пяти основных мероприятий: "Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" в 2017 году уменьшены на 905,6 млн. рублей по сравнению с предыдущим годом, в том числе и в связи с завершением программы подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в 2018-2019 годах бюджетные ассигнования федерального бюджета на подпрограмму не предусмотрены.
Объемы финансового обеспечения подпрограммы "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" в рамках основного мероприятия "Реструктуризация угольной промышленности" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 516,8 млн. рублей, в 2019 году на 95,9 млн. рублей в связи с переносом сроков проведения технических работ на ликвидируемых предприятиях, в 2018 году увеличены на 115,2 млн. рублей в связи с ростом затрат, связанных с переселением граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ.
Объемы финансового обеспечения подпрограмм "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", "Развитие использования возобновляемых источников энергии", "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2017-2019 годы в целом определены исходя из уровня 2016 года с учетом общих подходов к формированию законопроекта.
Проект федерального бюджета на 2017-2019 гг. предоставляет Минэнерго России финансовое обеспечение в объеме 46,778 млрд. рублей (2017 год - 30,642 млрд. рублей, 2018 год - 10,599 млрд. рублей, 2019 год - 5,536 млрд. рублей).
При этом основными приоритетными направлениями деятельности Минэнерго России в рамках государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", являются:
1. реструктуризация угольной промышленности - 8,955 млрд. рублей (2017 год - 2,94 млрд. рублей, 2018 год - 3,055 млрд. рублей, 2019 год - 2,959 млрд. рублей) в части обеспечения бесплатным пайковым углем, переселения из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и проведения соответствующих технических работ;
2. строительство и реконструкция объектов энергетической инфраструктуры в рамках подготовки к проведению в 2018 году Российской Федерации Чемпионата мира по футболу - 1,215 млрд рублей в 2017 году;
3. субсидии Чукотскому автономному округу на сохранение устойчивого функционирования субъектов электроэнергетики - 1,0 млрд рублей в 2017 году, что позволит предотвратить в регионе резкий рост цен (тарифов) на электрическую энергию (10,73 рублей/кВтч вместо 14,19 рублей/кВтч).
Кроме того, в рамках непрограммных направлений деятельности Минэнерго России бюджетом на 2017-2019 гг. предусмотрено 8,8 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.
С учетом вышеизложенного, Комитет отмечает, что устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса Российской Федерации обеспечивает стабильность экономики, создание, наполнение и поддержание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. От состояния нефтегазовой отрасли зависит экономическая безопасность государства, выполнение социальных обязательств перед гражданами. Без развития электро- и теплоэнергетики и повышения энергоэффективности невозможны увеличение промышленного потенциала, рост ВВП; реализация проектов по импортозамещению, модернизация ЖКХ.
Успешная реализация указанных функций ТЭК обеспечивается решением следующих задач, поставленных перед Государственной программой "Энергоэффективность и развитие энергетики": развитие энергосбережения и повышения энергоэффективности; обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; развитие нефтегазовой и угольной отраслей ТЭК для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребности внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам; содействие инновационному развитию ТЭК.
Анализируя законопроект и учитывая актуальные проблемы энергетики, Комитет отмечает следующие замечания и предложения.
1. Продолжающийся рост налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль особенно ощутимо может сказаться на деятельности ПАО "ГАЗПРОМ" в условиях низких цен на газ на внешнем рынке и росте и стабилизации цен на внутреннем оптовом рынке, что отрицательно отразится на инвестиционной деятельности компании.
2. Практически полная отмена бюджетного финансирования подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", в том числе полное сокращение предоставления субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ставит под вопрос достижение запланированных целей и задач подпрограммы, прежде всего речь идет о невозможности достижения заданного уровня снижении энергоемкости валового внутреннего продукта к 2030 году за счет реализации мероприятий Программы относительно уровня 2008 года. Фактически ожидаемое значение не превысит 20%. В этой связи Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации скорректировать значения показателей (индикаторов), а также цели и задачи подпрограммы с учетом отмеченного сокращения бюджетного финансирования.
3. Согласно Федеральному закону от 06.11.2013 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 308-ФЗ) использование правовой конструкции "последней мили" прекращается с 1 января 2014 г., во всех субъектах Российской Федерации, за исключением 20 регионов, в которых механизм "последней мили" продлевается на 3,5 года (16 регионов) и на 15 лет (4 региона).
В 2014 году в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 N 1144 субсидии из федерального бюджета на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" были предоставлены в полном объеме бюджету Красноярского края (1 990 млн. рублей). Вместе с тем по итогам 2014 года указанную проблему выпадающих доходов территориальных сетевых организаций от прекращения механизма "последней мили" на территории Красноярского края не удалось до конца решить.
В 2015 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 N 1079 "О предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" была представлена субсидия бюджету Красноярского края с последующим перечислением в ПАО "МРСК Сибири" в размере 900 млн. рублей.
По предложению Минэнерго России в 2016 году предоставление субсидий из федерального бюджета предлагалось бюджетам субъектов Российской Федерации: Белгородская область, Липецкая область, Курская область, Нижегородская область, Республика Марий Эл, Астраханская область, Республика Карелия, Красноярский край, Кемеровская область, Забайкальский край.
Однако данное предложение Минэнерго России, а также аналогичное предложение по отдельным субъектам Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на 2017-2019 годы не были поддержаны в Правительстве Российской Федерации.
В результате в электросетевом комплексе субъектов Российской Федерации формируются некомпенсированные выпадающие доходы, негативно отражающиеся на функционировании электросетевого комплекса. Рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии принимаются с существенным превышением параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В целях возмещения недополученных доходов сетевых организаций в результате отмены или продления механизма "последней мили" и ограничения роста цен (тарифов) для конечных потребителей Комитет считает необходимым предусмотреть для этого дополнительные средства из федерального бюджета на 2017-2019 годы.
4. В целях смягчения социальных последствий реструктуризации угольной промышленности Федеральным законом от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" предусмотрены меры социальной защиты увольняемых работников угледобывающих организаций, достигших пенсионного возраста путем введения дополнительного пенсионного обеспечения.
Начиная с 1994 года по настоящее время такой формой социальной защиты охвачено около 150 тыс. пенсионеров отрасли.
В соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25.01.2012 г. N ВП-Ш2-402 с 2013 года начата программа по увеличению в 1,6 раза получаемых дополнительных пенсий шахтеров, высвобожденных в связи с реструктуризацией отрасли. Соответствующие средства на эти цели предусмотрены Государственной программой "Энергоэффективность и развитие энергетики".
В связи с этим в федеральном бюджете на 2014-2016 годы было предусмотрено выделение средств в размере по 200 млн. рублей ежегодно.
Однако в 2016 году начатая работа была полностью остановлена и в Федеральном бюджете на 2016 год на эти цели было предусмотрено уже 35 млн. рублей вместо намечаемых ранее 200 млн. рублей.
Комитет считает необходимым актуализировать решение вопроса социальной поддержки одной из самых незащищенных категорий трудящихся, бывших шахтеров, и вернуться к намеченному ранее финансированию на дополнительные пенсии в объеме 200 млн. рублей. По мнению Комитета, эта мера будет способствовать обеспечению социальной стабильности в угледобывающих регионах страны.
5. Комитет считает, что для восстановления права на получение бесплатного пайкового угля и предоставление дополнительного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсии) бывшим работникам организаций угольной промышленности, имеющим стаж работы десять и более лет в организациях с государственным участием и достигшим пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации до ликвидации организаций или до продажи пакета акций организаций, находящегося в федеральной собственности, а также некоторым льготным категориям лиц настоятельно требуется дополнительное финансирование из средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности на период с 2017 года по 2030 год, в объеме 4891,7 млн. рублей, в том числе на 2017 год - 755,4 млн. рублей.
6. Поставки природного газа в Хабаровский край осуществляются Консорциумом участников по проекту "Сахалин-1" по международным договорам, согласно которым цена газа рассчитывается по ценовой формуле. Основной объем поставляемого газа используется в качестве топлива для теплоэлектростанций и объектов коммунальной энергетики. При этом ресурсы газа оплачиваются в долларах США. В связи с девальвацией рубля значительно возросли затраты энергоснабжающих предприятий на оплату природного газа по сравнению с учтенными в регулируемых тарифах.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 21 Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" зарезервированы бюджетные ассигнования в объеме 2,2 млрд. рублей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 года N 834 "Об утверждении Правил предоставления в 2016 году иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на компенсацию затрат, возникших в 2015 году в связи с ростом цены закупки природного газа у участников консорциума "Сахалин-1" для потребителей Хабаровского края".
Однако в рассматриваемом законопроекте N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" компенсации дополнительных расходов энергосберегающих организаций края на оплату газа за счет средств федерального бюджета в 2017-2019 годах не предусмотрены.
С учетом тарифных решений ориентировочный объем нерегулированных затрат в 2016-2018 гг. составит по 1,8 млрд. рублей ежегодно.
Учитывая актуальность и важность плановых поставок природного газа для потребителей Хабаровского края, Комитет предлагает предоставить из зарезервированных средств федерального бюджета бюджетные ассигнования в объеме до 1,8 млрд. рублей, предусмотренных по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на компенсацию затрат в связи с ростом цены закупки природного газа у участников консорциума "Сахалин-1" для потребителей Хабаровского края.
Анализ законопроекта позволяет сделать выводы, что концептуально проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в части вопросов ведения Комитета соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципам, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
Комитет в целом поддерживает предлагаемое финансирование рассматриваемых государственных программ в рамках законопроекта N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.