Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту,туризму и делам молодежи
на проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (в части финансирования физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов" (далее-законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов в сфере физической культуры, спорта, молодежной политики и туризма
Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, на первый план повестки государственной экономической политики выходит цель по обеспечению сбалансированного развития страны и расширению потенциала отечественной экономики в непростых условиях повышенной подвижности внешней конъюнктуры.
Реализация этой цели потребует проведение экономической политики, одновременно обеспечивающей:
1) макроэкономическое равновесие, характеризующееся низкой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, стабильностью и прогнозируемостью внутренних экономических показателей, в том числе устойчиво низкой инфляцией и низкими долгосрочными процентными ставками, а также стабильными налоговыми условиями;
2) устранение на микроуровне структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных с демографическими вызовами, конкурентноспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.
Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта"
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" представлены в таблице N 1:
Таблица N 1
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Всего |
63 418,0 |
88 417,0 |
139,4 |
54 451,5 |
61,6 |
31 832,6 |
58,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие физической культуры и массового спорта" |
1 196,5 |
1 033,7 |
86,4 |
1 029,4 |
99,6 |
1 025,9 |
99,7 |
Подпрограмма "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" |
24 359,9 |
26 413,0 |
108,4 |
24 575,8 |
93,0 |
21 957,9 |
89,3 |
Подпрограмма "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" |
28 362,3 |
52 339,1 |
184,5 |
21 595,7 |
41,3 |
0,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Управление развитием отрасли физической культуры и спорта" |
1 165,2 |
891,7 |
76,5 |
732,6 |
82,2 |
1 113,4 |
152,0 |
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" |
8 334,1 |
7 739,4 |
92,9 |
6 518,0 |
84,2 |
7 735,4 |
118,7 |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", предусмотренные в Законопроекте, составят в 2017 году 88 417,0 млн. рублей, в 2018 году - 54 451,5 млн. рублей, в 2019 году - 31 832,6 млн. рублей.
В Законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 24 999,0 млн. рублей, в 2018 году относительно уровня 2017 года уменьшены на 33 965,5 млн. рублей, в 2019 году относительно 2018 года на 22 618,9 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказала плановая динамика расходов на подготовку и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации (в 2017 году увеличение на 23 976,8 млн. рублей, в 2018 году снижение на 30 743,4 млн. рублей, в 2019 году снижение на 21 595,7 млн. рублей).
Далее изменения параметров ресурсного обеспечения государственной программы представлены в разрезе подпрограмм и основных мероприятий.
Объемы финансового обеспечения подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта" на 2017-2019 годы в целом определены исходя из уровня 2016 года с учетом общих подходов, при этом ресурсное обеспечение основного мероприятия "Внедрение и реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в 2017 году сокращено по отношению к уровню 2016 года на 150,0 млн. рублей, что связано с плановым завершением этапа работ по организации центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и завершением предоставления соответствующих субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Реализация дальнейших этапов внедрения комплекса будет осуществляться путем предоставления субсидии некоммерческой организации, определенной в установленном порядке.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 2 053,2 млн. рублей, в 2018 году уменьшены на 1 837,2 млн. рублей, в 2019 году на 2 617,9 млн. рублей:
ресурсное обеспечение основного мероприятия "Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации" в 2017 году уменьшено на 1 614,7 млн. рублей, в 2018 году - на 36,3 млн. рублей, в 2019 году - на 483,7 млн. рублей, что помимо общих подходов обусловлено уменьшением расходов на выплаты призовых по итогам Сурдлимпийских игр 2017 года, Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2018 года в Корее, Сурдлимпийских игр 2019 года по сравнению с расходами на выплаты призовых по итогам летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 года, а также перераспределением средств федерального бюджета на предоставление субсидии образовательному фонду "Талант и успех" с целью реализации мероприятий, направленных на выявление и поддержку детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, оказание содействия в получении такими лицами образования в области физической культуры и спорта, включая организацию и осуществление программ спортивной подготовки на государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы;
финансовое обеспечение основного мероприятия "Развитие системы подготовки спортивного резерва" в 2017 году увеличено на 266,4 млн. рублей за счет перераспределения средств в целях оказания услуг по спортивной подготовке учреждениями, подведомственными Минспорту России;
финансовое обеспечение основного мероприятия "Антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации" в 2017 году увеличено на 51,7 млн. рублей в связи предоставлением субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 2589-р о реорганизации ФГУП "Антидопинговый центр" (г. Москва) путем его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение "Антидопинговый центр" (г. Москва);
финансовое обеспечение основного мероприятия "Подготовка и проведение особо значимых международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации" в 2017 году увеличено на 3 373,1 млн. рублей в связи с подготовкой XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске, уменьшено в 2018-2019 годах на 1 753,3 млн. рублей и 2 103,2 млн. рублей соответственно в связи с завершением реализации указанных мероприятий.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 23 976,8млн. рублей в связи с подготовкой к мировому чемпионату по футболу и проведением футбольного турнира среди национальных сборных команд под эгидой ФИФА, в том числе в связи с увеличением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции стадионов в объеме 426,3 млн. рублей, перераспределенных в 2016 году на выполнение работ по устранению дефектов Центрального стадиона в г. Сочи, в 2018 году финансовое обеспечение уменьшено на 30 743,4 млн. рублей в связи с завершением реализации указанных мероприятий, в 2019 году бюджетные ассигнования не предусмотрены.
Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Управление развитием отрасли физической культуры и спорта" в 2017 году уменьшены на 273,5 млн. рублей, в 2018 году - на 159,1 млн. рублей, в 2019 году увеличены на 380,8 млн. рублей:
финансовое обеспечение основного мероприятия "Реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта" в 2017 году уменьшено на 306,1 млн. рублей, в 2018 году - на 30,0 млн. рублей, в 2019 году увеличено на 377,8 млн. рублей, что обусловлено планом мероприятий по комплексной реконструкции с реставрацией с приспособлением для современного использования зданий и сооружений Усадьбы А.К. Разумовского в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2016 г. N 712, а также с передачей бюджетных ассигнований в 2017 году Управлению делами Президента Российской Федерации на автотранспортное обслуживание высших должностных лиц Министерства спорта Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации";
ресурсное обеспечение основного мероприятия "Развитие международного спортивного сотрудничества" в 2017 году увеличено по отношению к уровню 2016 года на 40,0 млн. рублей, в 2018 году уменьшено по сравнению с 2017 годом на 128,2 млн. рублей, что обусловлено проведением в 2017 году VI Международной конференции министров и высших должностных лиц, ответственных за физическое воспитание и спорт, в г. Казани с 14 по 16 июня 2017 года, а также сокращением расходов на проведение международного спортивного форума "Россия - спортивная держава".
Параметры ресурсного обеспечения реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 594,7 млн. рублей, в 2018 году на 1 221,4 млн. рублей, в 2019 году увеличены на 1 217,4 млн. рублей, что обусловлено плановой динамикой финансового обеспечения мероприятий федеральной целевой программы с учетом уточнения объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся мероприятиям.
В рамках реализации государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" планируется осуществить следующие меры:
внедрить компенсирующие механизмы, обеспечивающие устойчивое привлечение внебюджетных инвестиций (строительство спортивных объектов может финансироваться не только за счет использования бюджетных средств, но и посредством системного привлечения на эти цели частных инвестиций);
обеспечить переход на строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности (в том числе, на базе образовательных учреждений), с учетом использования типовых проектов их строительства, механизмов заключения концессионных соглашений, привлечения на эти цели средств населения, товариществ собственников жилья и при условии обеспечения доступности этих объектов для лиц с граниченными возможностями здоровья и инвалидов;
упорядочить направления использования бюджетных расходов в сфере профессионального спорта, исключив возможность использования профессиональными спортивными клубами направляемых им в установленном порядке бюджетных ассигнований на цели оплаты услуг спортивных агентов, предоставления компенсаций или аналогичных выплат в связи с досрочным прекращением трудовых договоров с профессиональными спортсменами и тренерами, а также на любые выплаты, связанные с переходами профессиональных спортсменов в профессиональные спортивные клубы. Аналогичные ограничения следует установить и в случае предоставления профессиональным спортивным клубам денежных средств государственными корпорациями, государственными компаниями или организациями, в которых более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы, в том числе на реализацию мероприятий молодежной политики представлены в таблице N 2:
Таблица N 2
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Всего |
403 170,7 |
414 928,2 |
102,9 |
430 253,6 |
103,7 |
432 507,2 |
100,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
10 722,0 |
11 217,4 |
104,6 |
10 884,8 |
97,0 |
11 315,2 |
104,0 |
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы |
12 440,2 |
12 141,0 |
97,6 |
10 712,1 |
88,2 |
10 653,4 |
99,5 |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы, предусмотренные в Законопроекте, составят в 2017 году 414 928,2 млн. рублей, в 2018 году - 430 253,6 млн. рублей, в 2019 году - 432 507,2 млн. рублей.
В Законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года увеличены на 11 757,5 млн. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 15 325,4 млн. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года на 2 253,6 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали:
увеличение объема бюджетных ассигнований на реализацию ряда детских и молодежных мероприятий:
проведение капитального ремонта МДЦ "Артек" в 2017 году на 750,0 млн. рублей;
предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий по созданию детских технопарков в 2017 году на 925,0 млн. рублей;
В то же время происходит уменьшение объема бюджетных ассигнований на:
строительство объектов XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске в связи с завершением строительства объектов Деревни Универсиады в 2019 году на 2 545,0 млн. рублей;
предоставлению субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в связи с их завершением и переходом к реализации приоритетного проекта "Современная образовательная среда" направления стратегического развития "Образование" (в 2017 году на 1 620,0 млн. рублей).
Далее изменения параметров ресурсного обеспечения государственной программы представлены в разрезе подпрограмм и основных мероприятий.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Реализация образовательных программ профессионального образования" по сравнению с уровнем предыдущего года в 2017 году с учетом общих подходов к формированию Законопроекта увеличены на 12 677,2 млн. рублей, в 2018 году на 17 162,8 млн. рублей, в 2019 году на 2 580,4 млн. рублей, в том числе:
объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Поддержка талантливой молодежи в организациях профессионального образования" по сравнению с уровнем предыдущего года увеличены в 2017 году на 253,7 млн. рублей, в 2018 году на 300,8 млн. рублей, в 2019 году на 224,4 млн. рублей за счет увеличения выплат грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в связи с ежегодным ростом количества обучающихся данной категории (ежегодное назначение начиная с 2015/2016 учебного года по 1 200 грантов) в 2017 году на 288,0 млн. рублей, в 2018 году на 288,0 млн. рублей, в 2019 году на 208,0 млн. рублей;
Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Содействие развитию дошкольного и общего образования" по сравнению с уровнем предыдущего года в 2017 году уменьшены на 1 295,2 млн. рублей, в 2018 году увеличены на 38,8 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 657,0 млн. рублей:
не предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию основного мероприятия "Развитие инфраструктуры системы дошкольного и общего образования" (1 774,2 млн. рублей в 2016 году) в связи с завершением мероприятий по предоставлению субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (1 620,0 млн. рублей), а также субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (154,2 млн. рублей);
Объемы финансового обеспечения подпрограммы "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" по сравнению с уровнем предыдущего года увеличены в 2017 году на 495,4 млн. рублей, в 2018 году уменьшены на 332,6 млн. рублей, в 2019 году увеличены на 430,4 млн. рублей, на что наряду с общими подходами к формированию Законопроекта повлияло:
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта МДЦ "Артек" в 2017 году в рамках основного мероприятия "Реализация образовательных программ дополнительного образования детей и мероприятия по их развитию" в объеме 750,0 млн. рублей;
увеличение параметров финансового обеспечения основного мероприятия "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" в 2017 году на 201,8 млн. рублей, в том числе в целях увеличения субсидии образовательному фонду "Талант и успех" на 345,2 млн. рублей;
увеличение ресурсного обеспечения основного мероприятия "Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи" в 2017 году на 315,7 млн. рублей, в связи с увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности организаций, подведомственных Росмолодежи, в том числе ФГБУ "Российский детско-юношеский центр", а также на проведение молодежных форумов в объеме 479,2 млн. рублей;
увеличение бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации" в 2017 году на 261,8 млн. рублей, в том числе 125,5 млн. рублей на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики, в том числе "Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" и фонда "История Отечества" (100,0 млн. рублей);
объемы бюджетных ассигнований на реализацию указанных основных мероприятий в 2018-2019 годах сформированы исходя из уровня 2017 года с учетом общих подходов к формированию Законопроекта.
Государственная программа "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы
Расходы федерального бюджета в 2016-2019 годах на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы представлены в таблице N 3:
Таблица N 3
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год* |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Всего |
94 837,0 |
90 464,6 |
95,4 |
87 670,0 |
96,9 |
73 356,1 |
83,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
27 255,8 |
26 928,8 |
98,8 |
25 442,1 |
94,5 |
25 882,7 |
101,7 |
Подпрограмма "Искусство" |
32 650,7 |
29 774,7 |
91,2 |
29 297,8 |
98,4 |
36 489,3 |
124,5 |
Подпрограмма "Туризм" |
426,9 |
527,1 |
123,5 |
244,3 |
46,3 |
210,4 |
86,2 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" |
10 819,5 |
13 256,2 |
122,5 |
10 665,9 |
80,5 |
10 773,7 |
101,0 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" |
18 649,5 |
16 351,4 |
87,7 |
18 513,1 |
113,2 |
0,0 |
0,0 |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" |
3 905,0 |
3 626,4 |
92,9 |
3 506,9 |
96,7 |
0,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" |
262,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" |
867,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
* - показатели проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, предусмотренные в Законопроекте, составят в 2017 году 90 464,6 млн. рублей, в 2018 году - 87 670,0 млн. рублей, в 2019 году - 73 356,1 млн. рублей.
В Законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года уменьшены на 4 372,4 млн. рублей, в 2018 году к уровню 2017 года на 2 794,6 млн. рублей, в 2019 году относительно 2018 года на 14 313,9 млн. рублей.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Туризм" по сравнению с уровнем предыдущего года в 2017 году увеличены на 100,2 млн. рублей, в 2018 году уменьшены на 282,8 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 33,8 млн. рублей:
объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Развитие внутреннего туризма" увеличены в 2017 году на 99,2 млн. рублей (в связи с перераспределением бюджетных ассигнований Минкультуры России Ростуризму в целях осуществления мероприятий по организации и проведению конференций в зарубежных странах по вопросам культуры, региональной политики, туристской деятельности в рамках перекрестных годов туризма), в 2018 году уменьшены на 284,6 млн. рублей, в 2019 году на 36,2 млн. рублей в связи с общими подходами и с учетом завершения в 2017 году мероприятий по созданию государственной информационной системы "Электронная путевка" (190,0 млн. рублей).
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" в 2017-2018 годах в целом сформированы исходя из уровня 2016 года с учетом общих подходов к формированию Законопроекта.
Ввиду окончания срока реализации вышеназванной федеральной целевой программы бюджетные ассигнования на ее финансовое обеспечение в 2019 году не предусмотрены.
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 г. N 534), направлена на повышение конкурентноспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, путем решения следующих задач:
развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;
повышение качества туристских услуг;
продвижение турпродукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
Учитывая оптимизацию расходов федерального бюджета на ее реализацию в 2016-2018 годах, доведенные предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета дополнительно сокращены и составляют 11058 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 3907,2 млн. рублей, в 2017 году - 3626,4 млн. рублей, в 2018 году - 3506,9 млн. рублей.
Общее финансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Программы, составляет - 9218,6 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 1471,3 млн. рублей, в 2017 году - 1486,1 млн. рублей, в 2018 году - 1675,8 млн. рублей.
Уровень финансирования мероприятий Программы является критически низким по отношению к изначально установленным (к 2017 году сокращение финансирования из средств федерального бюджета составит 54,4 %), что не позволяет включать в Программу новые инвестиционные проекты и негативно скажется на результатах ее реализации в целом. Софинансирование из средств федерального бюджета (с учетом оптимизации в 2016-2018 годах) составляет 24521,4 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 3613,0 млн. рублей, в 2017 году - 3 372,3млн. рублей, в 2018 году - 3 282,8млн. рублей.
Финансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Программы, составляет - 8061,3 млн. рублей, в том числе в 2016 году - 1307,1 млн. рублей, в 2017 году - 1299,4 млн. рублей, в 2018 году - 1466,9 млн. рублей.
Кроме того, предполагается привлечение средств внебюджетных источников в сумме более 100 млрд. рублей.
Всего в рамках Программы ведется строительство 54 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров (более 300 объектов обеспечивающей инфраструктуры) в 41 субъекте Российской Федерации, из них завершено строительство 11 кластеров в 10 субъектах Российской Федерации (Республики Тыва, Алтай, Бурятия, Ярославская, Костромская, Липецкая, Вологодская, Ивановская области, Чеченская Республика и Краснодарский край).
Строительство 18 кластеров в 17 субъектах Российской Федерации (Республики Адыгея, Бурятия, Карелия, а также Удмуртская и Чувашская Республики, Амурская, Свердловская, Калининградская, Псковская, Ярославская, Оренбургская, Тверская, Рязанская и Кемеровская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края) продолжается в настоящее время за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Строительство 23 кластеров в 20 субъектах Российской Федерации (Республики Саха (Якутия), Карелия, Ингушетия, Бурятия, Татарстан, Марий Эл, Дагестан, Новгородская, Новосибирская, Московская, Мурманская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Тульская и Липецкая области, Алтайский, Забайкальский и Краснодарский края, а также Кабардино-Балкарская Республика) продолжается в настоящее время за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Строительство 2 кластеров в Республике Коми и Архангельской области начнется с 2017 года.
Кроме того, Ростуризмом сформирован реестр перспективных инвестиционных проектов, включающий более 60 кластеров в более чем 40 субъектах Российской Федерации, реализация которых в рамках Программы потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета в размере более 36 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что динамика финансирования из средств внебюджетных источников значительно возрастает по завершению строительства инженерных объектов, так как основные инвестиции в туристскую инфраструктуру предполагается по завершению строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры.
Согласно установленному распределению федеральных целевых программ по направлениям их реализации федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" входит в блок программ "Новое качество жизни", что соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Программа входит в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы как документа, определяющего цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализации приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Условиями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", предусмотрено привлечение средств внебюджетных источников в размере 101,0 млрд, рублей, что составляет 71,3% от общего финансирования.
Реализация запланированных мероприятий позволит сформировать качественно новый образ России как страны, благоприятной для туризма. При этом планируется увеличение доли экспорта туристских услуг.
В настоящее время обеспечение высоких и устойчивых темпов развития субъектов Российской Федерации, достижение стратегических целей государственных задач невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Целями государственно-частного партнерства как инструмента модернизации экономики региона являются концентрация материальных, финансовых ресурсов, а также привлечение средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых проектов.
Одним из эффективных и действенных способов развития сферы туризма является применение механизмов государственно-частного партнерства. В ходе реализации мероприятий Программы на основе механизма государственно - частного партнерства предусмотрено создание туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, каждый из которых представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий в себя ряд взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства. Предполагаемый экономический эффект состоит в увеличении внутреннего спроса на туристский продукт, росте валового внутреннего продукта и улучшении платежного баланса страны за счет развития въездного туризма, сокращения выездного туристского потока в результате развития внутреннего туризма.
По результатам мониторинга наиболее значительным и эффективным ресурсом обеспечения полноценного отдыха россиян внутри страны определены:
- снижение сезонности туризма, более полное использование потенциала туризма в невысокий сезон;
- диверсификация туризма и отдыха россиян;
- активное предложение других (помимо пляжного) перспективных видов туризма.
Приведенные выше данные позволяют сделать вывод об эффективности реализации Программы и существенного позитивного влияния на развитие отрасли в целом.
В 2011-2016 годах на 1 рубль средств федерального бюджета уже привлечено 2,3 рублей средств внебюджетных источников.
Необходимо отметить, что предложения Ростуризма по финансированию мероприятий Программы являются критически низкими по отношению к изначально установленным лимитам по Программе и реальной потребности отрасли (в среднем 15 млрд. рублей в год).
Предлагается определить параметры дополнительного финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета на 2017-2018 г.- 37,7 млрд. руб. Это позволит существенно сократить сроки строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры, реализуемых инвестиционных проектов в рамках реализации мероприятий Программы и увеличить параметры основных целевых показателей Программы, что безусловно повысит эффективность федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)".
Сокращение финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета (млрд. руб.)
|
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
В редакции П. Пр. РФ. от 02.08.2011 N 644 |
96,0 |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
4,9 |
11,6 |
19,5 |
28,4 |
24,6 |
В редакции П. Пр. РФ. от 18.02.2014 N 121 |
95,7 |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
4,6 |
11,6 |
19,5 |
28,4 |
24,6 |
В редакции П. Пр. РФ. от 18.12.2014 N1407 |
32,8 |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
4,6 |
4,9 |
4,9 |
5,1 |
6,3 |
В редакции П. Пр. РФ. от 11.06.2016 N534 |
31,4 |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
4,6 |
4,1 |
4,3 |
5,1 |
6,3 |
Предложения Ростуризма |
|
2,0 |
2,5 |
2,5 |
4,6 |
4,1 |
4,3 |
26,1 |
23,1 |
С учетом ранее проведенного сокращения финансирования мероприятий Программы из средств федерального бюджета Ростуризм предлагает:
Вместе с тем Федеральное агентство по туризму во исполнение пункта 22 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утверждённого Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 1 марта 2016 г. N1349п-П13 (далее - План), подготовило предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись на 2016 год, касающиеся изменений в части бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы. Общий объём запрашиваемого дополнительного финансирования из федерального бюджета на 2016 год составляет 5 250 млн. руб.
На основании анализа законопроекта в целом, предложений ряда федеральных органов государственной власти, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации:
- предусмотреть рост бюджетных ассигнований в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на уровне с утвержденными государственными программами Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие образования" на 2013-2020 годы, "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы;
- оставить на утвержденном уровне софинансирование из федерального бюджета мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" с целью уменьшения нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и инвесторов в части софинансирования объектов строительства обеспечивающей инфраструктуры создаваемых кластеров;
- определить параметры дополнительного финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" из федерального бюджета на 2017-2018 годы в сумме 37,7 млрд. рублей.
- предусмотреть в 2017 году и на период 2018 и 2019 годов финансирование Программы "Строительство 500 бассейнов в вузах", создание условий для занятий физической культурой и спортом в сельской местности, в том числе в общеобразовательных организациях, приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель комитета |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.